TrueView (trueview) wrote in anti_fasmer,
TrueView
trueview
anti_fasmer

Rastav

Ростов — один из древнейших городов Руси, расположен на берегу озера Неро. С X века являлся одним из центров Ростово-Суздальской земли. В XI — начале XIII веков входил во Владимиро-Суздальское княжество. В Ипатьевской летописи при описании событий 1151 года назван Ростовом Великим.

Название города традиционно связывают со славянским личным именем Рост (ср. Ростислав), от которого с помощью суффикса -ов образовано притяжательное прилагательное.


Ростов упоминается в «Повести временных лет» (862 год) как город, которым владел Рюрик и где «первые насельники» принадлежали к племени меря:

«Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.» [перевод Д. С. Лихачева].

В дальнейшем летопись сообщает, что «в Ростове сиде князь, под Олегом суще».

А. Шахматов считал, что упоминание Ростова под 862 годом было внесено в более поздней редакции летописи начала XII века. Согласно данным археологии, древнее большое Сарское городище, первое укреплённое поселение на озере Неро, возникло в земле мери в VII веке.

Город на правом берегу в устье ныне засыпанной реки Пижермы начинает складываться не ранее середины X века. Самая ранняя дендрохронологическая дата в Ростове получена с раскопа у Часозвона в Кремле — 963 год.

О времени возникновения собственно Ростова существуют различные гипотезы: одни из них предполагают возникновение города в дославянскую эпоху, другие — перенос с языческого Сарского городища с сохранением названия Ростов в X веке, причём некоторое время оба города (племенной и княжеский) существовали одновременно. В IX-XI веках, в эпоху перехода к достаточно сильной княжеской власти, различные удельные князья достаточно часто основывали свои опорные пункты (погосты, станы), сначала небольшие, не внутри населённого центра, иногда крупного, а рядом с ним — в ближайшем удобном для обороны месте и одновременно у воды, — на расстоянии от нескольких до 15 километров. Подобные двойные города могли иметь разную судьбу: слиться в один; население княжьего медленно, либо быстро, по разным причинам переходило в более древний (Муром); население более древнего чаще переходило в новый; при этом название старого города могло быть перенесено на новый.

Во времена Рюрика Ростов стал центром сбора дани в пользу Новгорода, оставаясь в других отношениях пригородом Сарского городища.

Как показали раскопки 1980-х годов, мерянское поселение на месте Ростова занимало край береговой террасы к западу от устья реки Пижермы. Оно не было укреплено, но защищалось Пижермой, заболоченной низиной реки Ишни и, видимо, засеками в окружающем лесу и подводными частоколами на реке Которосли и в озере. Поселение находилось напротив Рождественского острова — огромного камня-останца, почитавшегося мерянами, и служило центром культа божества, аналогичного славянскому Велесу, и так же связанного с медвежьим культом. Ещё в XIX веке память о нём жила в ростовской поговорке: «Он зол, как идол Велес». В житиях епископов Федора, Леонтия, Авраамия, Исайи и в «Повести о водворении христианства в Ростове» упоминается Чудской конец в Ростове Великом, где стоял каменный идол Велеса, которому поклонялись местные язычники вплоть до начала XII в. Они неоднократно изгоняли присылаемых епископов и по некоторым сведениям даже убивали их.

Согласно летописи в IX веке Ростов вместе со всеми владениями племени мерян был присоединён к государству Рюрика со столицей в Ладоге. В походе князя Олега на Царьград ростовцы участвовали в качестве союзников: в тексте договора Олега с греками дань они обязались платить на отдельные русские города: Киев, Чернигов, Перяславль, Полоцк, Ростов и Любеч. С 989 года по 1010 год в Ростове княжил молодой Ярослав Мудрый.

Вплоть до XII века Ростов разделялся на два конца — Чудской (мерянский) с языческим капищем и Русский с христианской церковью. Если мерянин принимал крещение, то он уже признавался русским и должен был оставить прежнее место жительства, переселиться на другой конец города [1].

Ростов являлся одним из самых больших городов на северо-востоке, площадь его укреплённой части, окружённой валом и рвом, составляла более 100 гектаров. В городе были княжеский и епископский дворы, большой торг, более 15 храмов, несколько монастырей. Авраамиев монастырь был основан в XI веке и является, таким образом, одним из древнейших русских монастырей.

По данным археологии укрепленное посление на месте Сарского городища возникло в VII и просуществовало до начала XI века. Сарское городище находится южнее озера Неро, в излучине реки Сара, город имел сложную, дважды обновлявшуюся систему укреплений, на его территории обнаружено большое количество предметов вооружения. Городище состояло из трех площадок, каждая из которых была защищена отдельным валом. В X веке площадь городища достигала 3 га. Среди находок — два клада дирхемов начала IX века, финские и скандинавские украшения IX—XI вв., предметы вооружения, ремесленные инструменты. Городище окружено неукрепленным посадом. Вблизи находился мерянский могильник. На противоположном берегу реки исследован небольшой сезонный лагерь для воинов и торговцев, проходивших здесь с торговыми караванами по Волжскому пути.

Результаты раскопок свидетельствуют о важной торговой функции поселения — обнаружено большое количество иноземных серебряных монет, слитков меди и олова, а также разнообразных изделий: оружия и орудий труда, украшений и предметов из западной Европы, Прикамья, Волжской Булгарии, Киевской Руси [2].

А вот что пишет об основании города на месте Сарского городища «Джагфар Тарихы» (ДТ):

«Шумбутцы же собирают свое ополчение для нас в месте на реке Кум-Инеш [Неман], которое называется по имени реки Куминеш [современный Каунас]. Многие шумбутцы выезжают к нам или охраняют наши караваны. Раньше, во времена царей Кубрата и Айдара, шумбутцы служили нам и в области Сары Балын [Белоруссия], лежащей к югу от Артана [Прибалтика]. Назвали наши так эту благоприятнейшую для жизни область потому, что в ней много берез, которые тогда назывались и «сары агач». Здесь главными городами являются основанные Курбатом и Айдаром крепости Мэн-Балик [современный Минск], Шамлын [современный Смоленск], Сары-Балик, то есть «Березовый Город» [современный Брест] и Балад [современный Полоцк]. Мэн-Балик получил свое имя в память о том, что после подчинения этого края Державе в нем разместился наш гарнизон из тысячи шумбутцев и калбиев... В Шамлыне вначале размещался гарнизон, возглавляемый Шамбатом, в Сары-Балике — шумбутский гарнизон, в Баладе — калбиевский... Балад построили по приказу Айдара, и он же дал ему арабское название «город» («балад») в память о принятии им истинной веры...
...
В 816 году отряд Будима (Вадима Храброго), действуя по приказу балтавара, овладел галиджийской областью. Балтавар был так доволен этим, что назначил бояра тарханом покоренного Балына. Будим восстановил Галидж (Новгород) и Урус (Ладогу?) и с разрешения Айдара, целиком доверявшего ему, построил Шамлын, Джир [Ростов] и Мен. Мен был назван так потому, что здесь собиралась тысяча балынских ульчийцев-воинов для обеспечения «джиенных поездок Будима по его наместничеству, а свое тарханство он именовал «Ак Урус» — для отличия от урусской области в Кара-Булгаре. Такие же тысячи собирались в Галидже, Шамлыне и Джире. И этих воинов называли «ак уруслар» или «уруслар», ибо они служили урусскому бояру... При этом Будим, не доверяя балынцам, нанял тысячу анатышских альманцев [датчан] и.пять тысяч байлакских [польских] ульчийцев [славян] из племени кулбак [колбягов]. Кулбаков он держал подле себя, а для анатышцев построил крепость Калган на реке Кара-Тун. А Айдар всячески поощрял деятельность своего бояра, ибо Будим стал присылать ему вдесятеро большую дань...»

Неподготовленному читателю достаточно сложно разобраться в незнакомых именах и названиях. Попробуем это сделать:

1. Шумбутцы — жители Самбии (нем. Samland, лит. Semba, польск. Sambia) — исторической области Восточной Пруссии, ныне — в составе Калининградской области.
2. Калбии — предки эстонцов, отражены в названии Калевала.
3. Балик — город, происх. от греч. πόλη ‛город’.
4. Курбат — правитель Великой Болгарии, первая половина 7 века. Шамбат — младший брат Курбата, по имени которого у Константина Багрянородного названа крепость Самбатас (Киев).
5. Айдар — правитель Волжской Болгарии, первая половина 9 века.

Из отрывков видно, что Минск и Смоленск могли быть построены еще в 7 веке при Курбате. Возможно, и Джир (Сарское городище) также был построен Курбатом в 7 веке, что подтверждается археологией. Интересны и названия городов.

В русских летописях Минск назывался: Мѣньскъ, Мѣнескъ, Мѣнскъ. В более поздних источниках название города писалось и без ятя — Меньск, Менеск, Менск. Дважды в тексте ДТ упоминается о получении городом названия потому, что в нем собиралась тысяча воинов. На татарском языке мең — ‛тысяча’; казах. мың ‛тысяча’.

Византийский император Константин Багрянородный в своей книге «Об управлении империей» сообщает: «[Да будет известно], что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы [лодки-однодеревки] являются одни из Немогарда, в котором сидел [сидит] Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски [Μιλινίσκα, Смоленска], из Телиуцы, Чернигоги [Чернигова] и из Вусеграда [Вышгорода]» [Константин Багрянородный.

Сразу бросается в глаза, Смоленск назван далеко не так, как мы привыкли видеть в русских летописях, — Μιλινίσκα. На латыни mille — ‛тысяча’, milleni ‛по тысяче’. Смоленск мог получить свое название потому, что в нем также собиралась тысяча воинов.

Остается разобраться с Джиром (Ростовом). Заметим, Джир — это ДЖекающая форма названия. Название могло звучать как Чир, Чыр, Шир, Сир, Сыр и т.д. В удмуртском языке сю — ‛сто’, сюрс — ‛тысяча’. В чувашском языке сохранилась сотня из финно-угорского субстрата — ҫĕr ‛сто’, но тысяча осталась тюркской. О языке финно-угорского народа меря, на территории которого находился Джир, нам ничего неизвестно. Можно только предполагать, что мерянская тысяча звучала по аналогии с чувашской сотней и с учетом конструкции удмуртской тысячи — *ҫĕrs. Cозвучно с названием крепости Джир.

Миля — путевая мера для измерения расстояния в Древнем Риме. Слово миля происходит от лат. mille passum ‘тысяча (двойных шагов римских солдат в полном облачении на марше). Миля применялась в ряде стран в древности, а также во многих современных странах до введения метрической системы мер. В странах с неметрической системой мер миля применяется до настоящего времени. Величина мили различна в различных странах и колеблется от 0,58 км (Египет) до 11,3 км (старонорвежская миля). Ещё в XVIII веке в Европе было 46 различных единиц измерения, называвшихся милями.

Норвежская миля: 1 миля = 10 км (с 1889 года; до этого — 11 298 м). В норвежском языке rast — ‛отдых, привал, миля’; готск. rasta ‛миля’, лат. rasta ‛германская миля’.

Прибывшие норвежские варяги-наемники (варяг < лат. baro ‛наемный солдат’) могли дать городу собственное название Rast ‛миля’, исходя из тождества тысячи и мили в латинском языке: mille — ‛тысяча’, mille (passuum) — ‛римская миля’. Затем к названию добавилось славянское окончание -овRastov.

Но могло быть и по-другому. Ростов перенесен на север в точности на одну старонорвежскую милю (11298 м) от Джира (Сарского городища) на берег озера Неро.



© TrueView
Tags: история, , ★TRUEVIEW★
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 75 comments

Recent Posts from This Community