TrueView (trueview) wrote in anti_fasmer,
TrueView
trueview
anti_fasmer

Category:

Бравлин — князь Руси Словенской

Ивар Широкие Объятья, Ивар Видфамне (Ivar Vidfamne; совр. норв. vid ‘широкий’, favntak ‘объятие’) — легендарный конунг VII века, правивший Сконе, из династии Скьёльдунгов, сын Хальвдана Храброго (Hálfdanar snjalla).

Согласно «Саге о Хервёр», Ивар завоевал центральную Швецию (Svíaveldi, изгнав Инглингов на запад), Данию (Danaveldi), Курляндию (Kúrland), Саксонию (Saxland), Эстонию (Eistland) и все восточные страны до Гардарики (Garðaríkis), а также часть Англии Нортумберленд. Столицей Ивара был город Риге на острове Фюн (ныне Дания). Во «Фрагменте о конунгах», основанном на утраченной «Саге о Скьёлдунгах», сообщается, что конунг данов Ивар Широкие Объятья приходит с войском «на восток в Кирьялаботнар» («Карельские заливы»), где «начиналось государство конунга Радбарда» и там погибает.

У Ивара была одна дочь — Ауд Богатая. Она дважды была замужем. От первого брака, с Хрёриком Метателем Колец, Ауд родила сыновей Сигурда и Харальда. Во второй раз она вышла за конунга Гардарики Радбарта без согласия отца. Ауд Богатая с малолетним сыном Харальдом (от Хрёрика) бежала в Гардарики, где и вышла замуж за Радбарда. Сыном Ауд от Радбарта был Рандвер. Ивар, желая наказать дочь, пошёл войной против Радбарда, но погиб в пути около Карельского перешейка.


◆ А вот как эти события описываются в «Будинском изборнике» [1] :

В год 710-й женился Радбар на дочери Ивара, царя датского, Адвинде (Ауде), и родила она ему Рандвера в 711 году, которого нарекли Радомиром, и он приходится младшим братом Гаральду, пасынку Радбара; это первый сын Адвинды от Ререкра, царя датского, который был убит Иваром в году 697-м от РХ.

В год 715-й пошел Ивар на Русь Словенскую, на Радбара, и был бой в устье Ладоги, и убили воины Радбара этого Ивара Видфадма, а он был тестем словенского князя Радбара, и он был врагом Руси Словенской, потому что возжелал эту землю подчинить и словен данью обложить, и в рабах их иметь...

В год 743-й умер словенский князь Радбар, он же Ратибор, и есть его могила на Ладоге.

◆ Радбар (Ратибор), сын Улеба (Ольва), внук Хакона Руса (Хакана Роса, Ягуна), сродник князей словенских (682-743 гг.), женился на дочери Ивара Видфадма Адвинде (Ауде), стало быть шведке, и от этого брака родился в 771 г. Рандвер (Радомир), его годы жизни — 711-783. От Рандвера, князя Ладожского, родился Рагнвальд Руск (Рогволод), родоначальник последующих словенских князей: Бранислейфа (Бравлина, Бранлива), Бурисвальда (Буривого) и Гардмунда (Гостомысла). Все эти князья княжили в Хольмгарде Словенском, в истоках Волхова. Они были похоронены каждый на Волотовом поле... [2]

◆ В год 749-й родился Бранислейф, или Бранлив, первенец Рагнвальда.

◆ В год 787-й от РХ умер сурожский архиепископ святой Стефан.

◆ В год 795-й от РХ приплыл по Днепру на многих ладьях князь Бранислейф (749-812) с большой ратью из словен ирмерских, и эти сильные воины направились на юг, к Сурожу.

◆ В год 795-й пошел Бранислейф на Сурож, город в Крыму, у Черного моря. И когда по Днепру в ладьях и насадах дружинники приплыли к городу Киеву, то князь полян Воеслав много еды и зерна дал словенам, потому что греки — и полянам враги.

Князь Бранислейф покорил Керчь и многие селения, а Сурож обложил со всех сторон и через много дней вошел в этот город, и начали воины грабить дома греческие и вошли в храм Святой Софии, и жемчуг, и золото, и оклады, и кувшины, и украшения у гробницы Стефана забрали, и устремились к вратам храма, но внезапно голова Бранислейфа поворотилась назад и тело его, и шея скривились от невыносимой боли, и завопил князь, что мертвый Стефан хочет у него душу отнять и, выйдя из гробницы, убить князя и воинов его... И еще кричал князь, что тотчас же вернет все награбленное в храм, «что взял от жадности моей, но спаси меня от этой боли и обрати мою шею обратно»... И говорит ему из гробницы святой Стефан: «А когда вернешь весь полон из Сурожа и из Керчи, и женщин, и детей, и весь народ, и их добро, и скарб, только тогда твоя шея обернется как надо и болезнь оставит тебя...».И говорит князь словенский мертвому Стефану Святому: «Все верну, как ты велишь, и оклады, и золото, и весь полон, а ты, Стефан, окрести меня ради того чуда, что увидел я...».

...И встал из гробницы мертвый Стефан Святой и простер из гроба руки свои к князю словенскому, и говорит ему: «Вот крещу тебя в веру Христову Господа нашего Иисуса, да войдет в душу твою свет Божий, который озарит добром деяния твои, чтобы избежал зла творить людям, находящимся в этом доме Господа нашего, и только творил бы добро, и уходи, князь, сейчас же со своими воинами с миром в землю свою, а меч свой обрати против врагов веры Христовой...».

И увидел Бранислейф это чудо и очень испугался, и упал на колени перед гробницей, и возопил: «Все это правда, Стефан, я уже воспринял веру Христову и вижу, что одна она есть в сердце моем и до моей смерти пребудет, и ухожу я с войском в землю свою и скажу всем в Словенах об этом чуде, о вере Христовой»; и в ту же минуту обернулась на место голова князя Бранислейфа и болезнь покинула его... И так воспринял Бранислейф крещение Христово и вскоре вернулся с войском в Словены, в Хольмгард, с миром, и не обрел чужого добра, но Христа обрел...

◆ В год 801-й пошел Бранислейф с первенцем своим Бурисвальдом на Ульфа, конунга варягов шведских и норманнов, а они очень хищные, как голодные волки, и много зла творили Руси. Тогда много свеонов и норманнов словены убили и лодки их отобрали.

◆ В год 804-й опять пошли Бранислейф и Бурисвальд на норманнов, которые живут за Варяжским озером, в Сигтуне, но вернулись обратно ни с чем: походу помешали льды великие и мороз, и холод, и ветры...

◆ В год 808-й сильно заболел князь Бранислейф и приехали к нему лекари из Греции.

◆ В год 812-й умер Бранислейф, и могила его в пуще Влатовой, что у Хольмгарда.

Бравлин — легендарный русский князь, совершивший набег на крымский Сурож (Сугдею) на рубеже VIII—IX веков. Известен только по описанию похода дружины на Крым и христианского чуда в русской редакции «Жития Стефана Сурожского» XV века. Вскоре после смерти Стефана на Сурож напал некий князь Бравлин: «По смерти же святого мало лет минуло, пришла рать великая русская из Новаграда. Князь Бравлин, очень сильный, пленил [всё] от Корсуня и до Керчи. Подошёл с большой силой к Сурожу, 10 дней бился зло там. И по истечении 10 дней Бравлин ворвался в город, разломав железные ворота.» Русский князь кинулся в храм святой Софии, где разграбил золотую утварь и прочие драгоценности, наваленные возле гроба святого. В тот же момент у Бравлина случился приступ, который житие описывает как «обратися лице его назадъ». Тогда предводитель приказал своим людям вернуть всё к гробу святого, однако это не помогло обездвиженному князю. Бравлин приказал вывести войско из захваченного города, оставив в нём всю добычу, награбленную также в Корсуни и Керчи. Святой Стефан явился к князю в видении и сказал: «Пока не крестишься в церкви моей, не возвратишься и не выйдешь отсюда.»

Архиепископ Филарет сотворил молитву и крестил Бравлина, после чего тот вернулся в нормальное состояние. Приняли крещение также все его бояре. Бравлин по настоянию церковников повелел отпустить всех пленников, затем неделю не выходил из церкви, пока не почтил дарами св. Стефана и сам город Сурож с его жителями, после чего удалился [3].

Стефа́н Сурожский (род. ок. 700 — после 787) — византийский святой VIII века, архиепископ Сугдеи, именуемой в позднейших русских источниках Сурожем (ныне город Судак в Крыму). Память в Православной церкви совершается 15 (28) декабря шестеричным богослужением. Краткое греческое житие святого Стефана Сурожского, помещённое в Сугдейский синаксарь под 15 декабря, было выполнено около 1318 года, вероятно, неким Георгием на основе более ранней рукописи. Рукопись № 90 Московской духовной академии является древнейшим сохранившимся вариантом церковнославянского Жития Стефана Сурожского. Армянское житие Стефана Сурожского впервые было опубликовано в переводе в 1930 году в Париже. В качестве основы был взят крымский рукописный Айсмавурк (сборник житий) XIV века, хранящийся в Национальной библиотеке Франции (Раrisinus arm. 180) [4].

О Бравлине сообщает «Велесова книга»:
«А в те века мы управлялись родами и князьями. И вот князь был Бравлин, который оборол Эллинов у берегов морских.» (перевод Н.В.Слатина) [5].

В год 820-й пошли Бурисвальд и Гардмунд к Амастриде, что в Греции, и много зла учинили, и греков в плен взяли, и в Хольмгард и в Киев их привели, так как они знатные мастера и умелые работники ...

◆ В год 822-й пошли Бурисвальд и дети его Гардмунд и Радмунд с сильными дружинами и с воинами из чуди и води, и мери, и русичей на норманнов, на Гунульфа, и много зла им сделали, и вошли в Сигтуну, и сожгли три насада, и многих людей утопили...

◆ В год 824-й опять пошел Бурисвальд на норманнов, на Гунульфа, и женщин, и детей русских вернул из плена...

◆ В год 831-й пошли норманны на Бурисвальда и чуть не убили его, и он успел спастись от этих норманнов на реке Кумани, что в Биармии, и там вскоре умер...

◆ В год 833-й умер князь Бурисвальд, отец Гостомысла и Радомысла, и могила его есть в Биармии, что на острове на реке Кумани. И остались на Руси Словенской дети его, князья Гостомысл и Радомысл, и их семьи, и назвалась эта большая семья семьей Гостомысла, потому что он старейший князь в Словенах и последний князь на Руси.

◆ В год 826-й женился великий князь Хальдлав, который наречен Годславом; он — из племени ободритов, которых называют варягами-русами, потому что ведут они свой род от колена Руса Сиверца.

И увез [Годслав] Умилу, среднюю дочь Гостомысла, за море, в город Мекел, к ободритам, и дал выкуп огромный за невесту Гостомыслу: и снасти, и лодки, и якоря, и шкуры медвежьи, и пушнину, и соль, и камни драгоценные для дочерей Гостомысла, и кувшины с вином, и бочки винные, и заключил вечный мир с Русью... И родила Умила у ободритов трех сыновей, а внуков средних Гостомысловых: первый Родериг (Рюрик), а второй Сигнётр (Синеус), а третий Торвардр (Трувор), и они от Годслава, и жизнь их проходила в Мекеле-граде, у ободритов, которые есть варяги-русы, ибо от Руса Сиверца их начало, и жили они у отца своего Годслава до своего возмужания...

◆ В тот же год 826-й от РХ внезапно пришла печаль и кара от Господа роду Гостомысла за его грехи и грехи отца Бурисвальда и его деда Бранислейфа за разграбление христианских храмов на Суроже и на Эгине, и в Амастриде и Корчеве и ограбление христиан и убийство невинных греков; и постигли печаль и великая беда князя Гардмунда и весь род словенский: в озере Варяжском погибли все дети мужского пола рода Гостомысла от рук норманнов Гунульфа, первенца Улофа, конунга викингов, которые живут в Сигтуне...

◆.. Дружина Сигурда утонула в море, когда разметало их ладьи сильной волной, а воины были ранены в сражении с Гунульфом... и хищными, как голодные волки, норманнами его; ...и четыре сына Гостомысла не смогли добраться до берега и отдали жизни свои за Русь Словенскую, и была великая печаль на Ладожье и в Хольмгарде, и начали люди рыдать по ним, по ушедшему из жизни 25-летнему Сигурду, мужу доброму, у которого остался сын единственный, осиротевший Аскольд, отрок трех лет, и по 23-летнему Торвальду, красавцу-мужчине, и по 20-летнему Гуннару, и по младшему Ларсу, совсем юноше 17 лет, и эта печаль и это великое горе постигли род Гостомысла и племя словенское...

В «Житии св. Георгия Амастридского» содержится единственное упоминание о набеге русов на Пафлагонию. Дата набега в житие не указана и оценивается разными исследователями в широких пределах: от конца VIII века до 941 г. Наиболее вероятные даты: начало 830-х годов, либо 860-й. В сюжете описывается нападение Русов на византийский город Амастриду, расположенный на южном побережье Чёрного моря:

«…Было нашествие варваров, росов — народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чём другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они — этот губительный и на деле, и по имени народ, — начав разорение от Пропонтиды и посетив прочее побережье, достигнул наконец и до отечества святого (св. Георгия), посекая нещадно всякий пол и всякий возраст, не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев, но противу всех одинаково вооружая смертоубийственную руку и спеша везде пронести гибель, сколько на это у них было силы. Храмы ниспровергаются, святыни оскверняются: на месте их [нечестивые] алтари, беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев, у них сохраняющее силу. Убийство девиц, мужей и жен; и не было никого помогающего, никого, готового противостоять…»

Согласно «Житию Георгия Амастридского», в церкви Амастриды русы попытались вскрыть гроб св. Георгия в поисках сокровищ, но это не удалось сделать, у них отнялись руки. Когда по совету местного пленника русы почтили христианского Бога, руки обрели подвижность. Тогда поражённый чудом предводитель русов отпустил пленников и удалился с войском  [6].

А теперь посмотрим, что нам говорит «Велесова книга» о походе на Амастриду:

«...Поприте вы тех Греков, как говорю, поскольку ясно это мне, и видел я Кия, нашего Отца, и он сказал мне, что мы с вами их уничтожаем, — и уничтожим Хорсунь и мерзость амастридскую, и будем мы с вами великой державой с князьями нашими и городами великими, и железом без числа, и будет несчетно потомков наших. А Греки уменьшатся в числе и будут на минулое свое дивиться и головами своими качать» (перевод Н.В.Слатина).

-------------------------------------------------------------------

О чем говорят эти сюжеты? Русь и русы существовали задолго до Рюрика. И об этом говорят не только «Будинский изборник» и «Велесова книга», но и официальные русские и греческие источники! Поход князя Бравлина (Бранислейфа) на Сурож (Сугдею) состоялся в 795 году, а поход его сына Буривого (Бурисвальда) и внука Гостомысла (Гардмунда) на Амастриду — в 820 году.


© TrueView
Subscribe

  • (без темы)

    ОХРА. природный пигмент, состоящий из гидрата окиси железа с примесью глины. Возводится к древнегреческому ὠχρός "изжелта-бледный, бледно-жёлтый".…

  • казуистика с казусом (ленгвиздика)

    КАЗУС. случай, необычайное дело, происшествие. Считается заимствованием второй половины XVIII в. из латинского языка, где casus "неудача"…

  • элита и электорат (ленгвиздика)

    ЭЛИТА. лучшее, избранное. Традиционное языкознание возводит это слово к гипотетически реконструированному праиндоевропейскому ЛЕГ (обирать) через…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments