TrueView (trueview) wrote in anti_fasmer,
TrueView
trueview
anti_fasmer

Category:

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

https://trueview.livejournal.com/43127.html

Юпитер (лат. Iuppiter) — в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Супруг богини Юноны. Соответствует греческому Зевсу. Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния — иды. Храм Юпитера стоял на Капитолии, где Юпитер вместе с Юноной и Минервой входил в тройку главнейших римских божеств.

Функции Юпитера были разнообразны, так как он совместил в себе черты нескольких местных италийских богов:

Юпитер Тонанс (Jupiter Tonans) (гремящий) посылал дождь, гром;
Юпитер Фульгур (Jupiter Fulgur) (молнийный, блещущий) посылал молнии;
В римском государственном культе Юпитер именовался «Оптим Максим Сотер» (Optimus Maximus Soter) («Лучший, Величайший, Спаситель»);
Юпитер Виктор (Jupiter Victor) даровал победу;
Юпитер Лациарис (Jupiter Latiaris) был богом союза латинских племён;
Перед посевом приносились жертвы (обряд назывался совершением трапезы — daps) Юпитеру Дапалису (Jupiter Dapalis), он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда — виналии, он считался гарантом верности клятве;
Юпитер Термин (Jupiter Terminus) был хранителем границ;
Юпитер Либертас (Jupiter Libertas) был защитником свободы;
Юпитер Феретрий (Jupiter Feretrius) был богом войны и победы, с ним был связан обычай триумфа, когда победоносный полководец отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Юпитеру жертву из взятой на войне добычи и сложить к ногам его статуи свой лавровый венок.
Юпитер Юпитон (Jupiter Yupiton) был богом достижений.

Как верховный бог Юпитер имел при себе совет из богов и решал все земные дела посредством авгуров, посылая им знаки своей воли. Юпитер был богом всего римского государства, его власти и мощи. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы. Юпитер был покровителем императоров. Важнейшие акты государственной жизни (жертвоприношения, присяга новых консулов, первое в году заседание сената) проходили в капитолийском храме Юпитера.

Культ Юпитера был распространён во всех римских провинциях и в войске. С ним отождествляли множество местных верховных богов в странах Сирии, Малой Азии.

После заката Римской Империи имена Юпитера и Зевса стали употребляться практически без различий. Юпитер, как и Зевс изображался полным достоинства, с бородой, часто на троне, с орлом, молнией и скипетром.

Виналии (Vinalia) — праздник, совпадающий с приготовлением нового вина в Риме и происходивший 23 апреля. Практиковавшиеся при этом обряды состояли в том, что новое вино выливалось на землю у храма Венеры и приносились жертвы Юпитеру. Предание относило установление этого праздника к началу Рима, когда Эней, а по другой версии — Асканий, ведя войну с царем этрусским Мезенцием, дал обет Юпитеру посвятить ему сбор винограда за этот год во всем Лациуме и одержал победу над врагом.

Юрьев день (Егорьев день) — славянский народный праздник, приуроченный к церковным дням памяти св. Георгия Победоносца. Отмечаются весенний (тёплый) 23 апреля (6 мая) и осенний (холодный) 26 ноября (9 декабря).

Юрий-Георгий был едва ли не самым любимым святым у восточнославянских народов: ещё до принятия христианства он считался покровителем земледелия и диких зверей, хранителем домашнего скота. Само имя означало земледельца: ge — земля, ergon — дело. «Молодой Егорий, светло-храбрый, по локоть руки в красном золоте, по колена ноги в чистом серебре. И во лбу солнце, в тылу месяц, по концам звёзды перехожие» — так выглядел в народном представлении святой, лик которого безо всяких добавлений был до XV века гербом русского государства. В Древней Руси его изображение даже выбивалось на монетах.

Юрьев день — день памяти св. Георгия, отмечаемый у православных 23 апреля (6 мая), у католиков — 23 апреля. У южных славян Юрьев день — основной календарный рубеж первой половины года. Вместе с Дмитриевым днём Юрьев день делит год на два полугодия — «дмитровское» и «юрьевское».

По Далю «Юрий, праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей. На Егорья пастуха окачивают, чтобы во всё лето не дремал».

Юрьев день у восточных славян — основной скотоводческий праздник года, день первого выгона скота на пастбище, у южных славян и на Карпатах — день ритуального доения овец, первого замера молока и др. У южных славян немало магических действий в Юрьев день было связано с овцой, предназначенной для первого доения: её украшали венком из трав и цветов, отдельный венок вешали на котёл, в который её доили. В Юрьев день совершались многочисленные обряды и магические (прежде всего апотропеические) действия, направленные на то, чтобы обеспечить благополучие скота во время летнего выпаса, способствовать его плодовитости, защитить скот от ведьм и нечистой силы, от волков, от укусов змей. В ряде мест в Юрьев день чествовали пастухов. На востоке Балкан одним из основных эпизодов праздника Юрьева дня было принесение в жертву ягнёнка (см.Курбан-Байрам).

На Украине и в Белоруссии, а также на востоке Балкан (особенно в Болгарии) в Юрьев день имели место обрядовые выходы в поле с целью осмотра посевов. Во время этих выходов иногда совершались молебны сводосвятием, однако часто выход происходил без участия священнослужителей. Сами хозяева обходили с утра все принадлежащие семье и засеянные злаковыми культурами участки земли, устраивали на поле трапезы, по окончании которых закапывали в землю остатки пищи (скорлупу яиц, кости поросёнка). Чтобы увеличить урожайность посевов, уберечь их от града или засухи, хозяева катались (кувыркались) по посевам. Иногда выгон скота и обход посевов соединялись в один обряд: скот ненадолго выгоняли на зеленеющие посевы злаковых культур: считалось, что у коров будет больше молока и в то же время это благоприятно повлияет на рост хлебов. Во время обходов предпринимались разнообразные действия для защиты посевов от града, непогоды. В поля втыкали ветки, освящённые в церкви в Вербное воскресенье, специально изготовленные из этих веток крестики, освящённые свечи, вертел от юрьевского ягнёнка; на поле молились, кропили посевы святой водой, целовали землю.

В Словении, на северо-западе Хорватии, а также в Славонии известен обряд «Зелёный Юрий». В Юрьев день по селу ходила процессия, во главе которой вели человека, с ног до головы покрытого зеленью. У сербов Славониив ночь накануне Юрьева дня мужчины плели огромную корзину из зелени, покрывали её сплошь зеленью, венками и, перевернув днищем вверх, надевали на голову и плечи человека, который в таком виде носил корзину по селу. Процессия состояла из пеших и конных мужчин, украшенных цветами, причём некоторые из них трубили в трубы и играли на других музыкальных инструментах. Они останавливались перед каждым домом, где исполняли юрьевские песни, в которых сообщалось о прибытии «Зелёного Юрия», а хозяева в ответ награждали их и обливали водой из подойника. У хорватов ряженый в зелень персонаж назывался обычно «Юрий» или «Зелёный Юрий». У словенцев парни вели «Зелёного Юрия» к реке и бросали его в воду; по другим данным, в воду бросали маску-корзину или же обливали водой и ряженого.

В Юрьев день (серб. Ђурђевдан; болг. Гергьовден) отменялись многочисленные пищевые табу. До этого дня можно было есть только старые овощи, а всю молодую зелень запрещалось даже вносить в дом. В Юрьев день также теряли свою силу запреты на молодое мясо и молочные продукты (которые не ели с начала Великого постаили с 1 марта): в этот день первый раз ели домашнюю птицу и ягнятину, пили молоко, готовили сыр и угощали им гостей и т. д. Особенно строгими были ограничения, касающиеся молока. Если у какой-либо овцы погибали ягнята, её молоко всё равно не пили, а выливали в реку, после чего обязательно мыли руки, чтобы не оскверниться молоком, которое ещё не было освящено. Первое надоенное молоко, как и любые другие первые продукты, было предназначено предкам (молоко раздавали соседям на помин души, лили в воду и др.). Нарушение этого правила грозило гибелью приплода и болезнью всего стада. Наиболее последовательно запрет пить молоко до Юрьева дня соблюдался женщинами, у которых умерли грудные дети. По южнославянским поверьям, на «том свете» такие дети сидят на молочном дереве и пьют молоко. Если мать умершего ребёнка нарушит запрет, он отлучается от дерева, остаётся голодным и проклинает её.

Во многих славянских традициях Юрьев день связан с защитой от града: болгары и словаки в этот день воздерживались от работ, ассоциирующихся с «битьём» и иным производством шума: не били бельё вальками, не пользовались ручными мельничками, не ткали, а также не выносили за пределы дома молоко и не употребляли в пищу на улице молочные продукты. У сербов и болгар группа парней обходила ночью село или поле, неся с собой кожу закланного в Юрьев день ягнёнка, задвижку от мельничной запруды, лопату, живую курицу, а по окончании обхода закапывала всё это в землю в том месте, откуда обход начался, тем самым символически запирая круг и предохраняя село или поле от града.

Особенное значение Юрьев день имеет для балканских цыган, почитающих святого Георгия своим покровителем. Празднование этого дня по-цыгански называется «Эдерлези». В этот день балканские цыгане закалывают и зажаривают ягнят. Также, у них считается, что на Юрьев день можно вымолить здоровье больному ребёнку.

Робигалии (Robigalia) — римский праздник (25 апреля), установленный, по преданию, Нумой Помпилием в честь богини Robigo (встречается и мужская форма, Robigus), которая охраняла хлеб от ржавчины. Народ, в белых одеждах, отправлялся в рощу, посвященную этому божеству; один из фламинов приносил ему в жертву ладан, вино, незадолго перед тем ощенившихся собак, сосуна, овцу или барана. Иногда приносились также в жертву три рыжие супороси. Праздник этот имел отношение к восходу Сириуса.

Подведем итог:

1.) 23 апреля православные и католики празднуют Юрьев день;
2.) 23 апреля в Древнем Риме праздновались Виналии в честь Юпитера — покровителя земледелия (γεωργέω «заниматься земледелием, быть земледельцем, с.-х. возделывать, обрабатывать, выращивать, разводить»);
3.) Feretrius («Податель добычи» или «Несущий победу») — эпитет Юпитера, которому полководец-триумфатор приносил в дар на носилках лучшую часть добычи;
4.) Urios (греч.) («посылающий попутный ветер») — эпитет Юпитера;
5.) Егорьев (день) < ἡγήτωρ дор. ἁγήτωρ «вождь, наставник» (эпитет Зевса у спартанцев и Аполлона). Лат. ago, egi «приводить в движение, вести; погонять, гнать».

Святой Георгий-Победоно́сец (Каппадоки́йский) (греч. Άγιος Γεώργιος) — христианский святой, великомученик, наиболее почитаемый святой этого имени. Пострадал во время правления императора Диоклетиана, после восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году был обезглавлен. Согласно житию (греческие сказания), святой Георгий родился в III веке в Каппадокии в семье христиан (вариант — родился в Лидде, Палестина, а вырос в Каппадокии; либо же наоборот — его отца замучили за исповедание Христа в Каппадокии, а мать с сыном бежала в Палестину). Поступив на военную службу он, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Греч. ἅγιος «святой, благочестивый, праведный».

По всей видимости, сказание о Георгии Победоносце было создано отцами церкви и Константином Великим. Реальность существования святого Георгия, как и многих раннехристианских святых, находится под вопросом. По одной из версий, культ святого Георгия, как это часто случалось с христианскими святыми, был выдвинут в противовес языческому культу Диониса, строились храмы на месте прежних святилищ Диониса и отмечались в честь него праздники в дни дионисии. Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест — путешественников. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов, о чадородии. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Джорджу) помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр. На Руси с древних времен св. Георгий почитался под именем Юрия или Егория. В 1030-х годах великий князь Ярослав основал в Киеве и Новгороде монастыри святого Георгия и повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября (9 декабря).

По Далю «Юрий, праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей. В англ. egg «яйцо» [Oxford: Middle English (superseding earlier ey, from Old English æg): from Old Norse], [egg (n.) mid-14c., from northern England dialect, from O.N. egg, which vied with M.E. eye, eai (from O.E. æg) until finally displacing it after 1500; both are from P.Gmc. *ajja(m) (cf. O.S., M.Du., Du., O.H.G., Ger. ei, Goth. ada), probably from PIE *awi- «egg» (cf. O.C.S. aja, Rus. jajco, Bret. ui, Welsh wy, Gk. oon, L. ovum)]. Принятие христианства на Руси произошло при варягах-норманнах и созвучие норвежского egg с греч. ἅγιος отразилось в употреблении яиц, да и сам Егорий созвучен норв. egg.

Теперь мы понимаем, что Святой Георгий был выдвинут в противовес не столько Дионису, сколько самому верховному богу Юпитеру-Зевсу-Перуну.

Юпитер – γεωργός (земледелец), Feretriusнесущий победу»), Urios («посылающий попутный ветер»).

Юрий = Urios.

Воин на коне, повергающий змея, является весьма распространенной символической композицией у различных народов. В символике сюжета о Георгии Победоносце змея олицетворяла язычество. Если воин на коне являлся знаком дружины, то змея — жречества. Победа над ней интерпретировалась как историческое торжество воинского сословия над волхвами.

В Греции змея олицетворяет мудрость, обновление жизни, воскресение, исцеление, и в этом качестве считается атрибутом Эскулапа, Гиппократа, Гермеса и Гигеи. Змея — одна из ипостасей Эскулапа как спасителя и целителя. Жизненный принцип, agathos daimon (добрый демон), иногда — териоморфный облик Зевса-Аммона и других божеств. Змея посвящена Афине как богине мудрости и Аполлону Дельфийскому как богу света, поражающего питона (Пифона). Аполлон не только избавляет солнце от сил тьмы, но и освобождает человеческую душу воодушевлением и светом знания. В мистериях змея ассоциируется с божествами-спасителями и, кроме того, связана с мертвыми, в частности, с умершими героями. Жизненное начало или душа покидала тело в облике змеи, и души умерших могут перевоплощаться в змей. Змея — символ Зевса-Хтониуса, также фаллический символ, иногда изображается обвившейся вокруг яйца — символа жизненной силы, олицетворяет ещё страсти, придающие витальность мужскому и женскому началу. Женщина со змеями вместо волос, как у Эриний, Медузы или Грайи, олицетворяет силы магии и ворожбы, мудрость и коварство змеи. Два огромных змея, посланные оскорбленным Аполлоном, задушили Лаокоона и двух его сыновей. Три змеи на нагруднике Агамемнона отождествляются с небесной змеей — радугой. Змей носят вакханки. В Риме змеи связаны с богами-спасителями и божествами плодородия и целительства, вроде Салус. Атрибут Минервы как символ мудрости. В Скандинавии змея Ёрмунгард охватывает весь мир бесконечными извивами океанских глубин. В гностицизме змея — автор божественного гнозиса. Крылатый змей олицетворяет Мировой Свет, знание и просветление, если его окружает нимб.

Целители со змеями стали выражением язычества:

язычество ~ др. -греч. ἴασις «целебное средство, средство лечения, (из)лечение, исцеление» < ἐξιάομαι, ἰάομαι «лечить, исцелять, оздоровлять»; Ἰάσιος Иасий (сын Зевса или Корита и Электры, внук Атланта, брат Дардана, возлюбленный Деметры).

В Египте кобра (uraeus) — символ высшей божественной и царской мудрости и власти, знания, золота. Апоп (полоз), как и Сет, в том его качестве, которое роднит его с Тифоном, — это змея тумана, демон тьмы, разлада и разрушения, и, кроме того, вредоносный аспект палящего солнца. Змеи рядом с солнечным диском олицетворяют богинь, изгнавших врагов бога солнца Ра. Две змеи — это Ноус и Логос. Змея с головой льва — защита от зла. Буто (богиня-змея) принимает облик кобры. Рогатая гадюка — эмблема Керастиса.

Сравним лат. uraeus «кобра» (< др.-греч. οὐραῖος) с эпитетом Юпитера Urios. Победа Георгия Победоносца над змием — это победа над самим Юрием-Юпитером.


Основанием для сюжета можно считать монету Константина Великого (337) с изображением его лабарума, пронзающего древком змею (аллегорически изображает победу христианства над язычеством или дьяволом). Имена Сатаны в Библии: Большой Красный Дракон (Откр.12:3), Великий Дракон (Откр.12:9), Дракон (Откр.20:2), Древний змий (Откр.12:9, Откр.20:2).



Георгий Победоносец на белом коне в цветах Императора (красный) — это Константин Великий на своем белом коне у Мульвийского моста.

Победа над Максенцием олицетворяет победу над язычеством. В начале своего правления Константин, как и все предыдущие императоры, был язычником. В 310 году после посещения священной рощи Аполлона ему было видение бога солнца. В соответствии с версией Евсевия Кесарийского, во время войны с Максенцием Константину во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знамёнах своего войска греческие буквы ΧΡ, а на следующий день Константин увидел в небе видение креста и услышал голос, говорящий: «Сим победиши!». Это знамя привело Константина к победе в сражении у Мульвийского моста и обратило его к новой вере.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments