TrueView (trueview) wrote in anti_fasmer,
TrueView
trueview
anti_fasmer

Categories:

Велес

https://trueview.livejournal.com/204613.html

Велес, Волос — божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии, второй по значимости после Перуна. Велес в «Слове о полку Игореве» встречается один раз: «Чи ли въспѣти было, вѣщей Бояне, Велесовь внуче...» (с. 7).

В древнерусских письменных памятниках наряду с общеславянской формой Велесъ (Veles) встречается также имя Волосъ. В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой Велес — общеславянский бог, на Руси называвшийся также Волос. Вс. Миллер считал форму Велес южнославянской, а Волос — восточнославянской. В действительности же оба имени употребительны на Руси повсеместно. Д. О. Шеппинг предполагал, что Волос и Велес — два разных божества языческого пантеона, так как в источниках имя Волос сопровождается определением «скотий бог», а при имени Велес оно отсутствует. С этим определением имя Волос употреблено в ПВЛ под 907 и 971 при сообщении о договорах русских с греками, в Житии князя Владимира и в «Слове некоего христолюбца». В «Сказании о построении града Ярославля», опубликованного в 1847 священником А. Лебедевым в книге «Храмы Власьевского прихода г. Ярославля», имя Волос не сопровождается определением «скотий бог», но и здесь очевидна функциональная связь Волоса со скотом. Здесь, в частности, сообщается, что идол Волоса стоял в Ярославле посредине логовины, называвшейся Волосовой, из которой по обычаю весной впервые выгоняли скот на пастбище. В дни первого выгона скота на пастбище Волосу приносили в жертву «тельца и телицу».

Имя Велеса встречается в одном из списков «Хождения Богородицы по мукам», где говорится о посмертном наказании тех, кто «Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша», и в Житии Авраамия Ростовского, сообщающем, что святой разрушил каменный идол Велеса, почитавшийся «чудским концом» Ростова.

В Киеве идол Перуна стоял на горе (и затем входил в состав воздвигнутого князем Владимиром в 978 году пантеона), а идол Велеса находился в Киеве «под горой», вероятно, на киевском Подоле, в нижней части города, то есть в торгово-ремесленной части Киева у пристани на реке Почайне. В «Житии Владимира» говорится, что этот идол был свержен во время крещения Руси в 988 году: «А Волоса идола… веле в Почайну реку воврещи».

В составленном в XVII веке рассказе о грамоте Александра Македонского, якобы данной предкам словен, говорится: «Сии ж князи словено-рустии… сию пречестнейшую епистолию почитаху вельми и обесиша ю в божницы своей по правую страну идола Велеса и честно покланяхуся ей, и праздник честен творяху в началный день примоса месяца».

Христианская традиция не полностью ассимилировала образ Велеса. Сохранилось представление о нём как о злом духе, чёрте: русские диалектные ёлс, волосатик, волосень — «нечистый дух, чёрт», чеш. Veles — «злой дух, демон» (XVI—XVII века). В христианскую эпоху Велес, благодаря звуковой близости имён и совпадению некоторых черт культа, слился с христианским святым Власием, покровителем скота.

Как следы почитания Велеса можно рассматривать названия деревень, городов, урочищ по всему слав. миру, а также фамилии, образованные от имен Велес или Волос. Суммируя сведения о Велесе, можно выделить несколько функций. Прежде всего, Велес — «скотий бог». Велес был также божеством растительного плодородия, о чем свидетельствует обряд «завивания бороды» Велеса: в дар ему оставляли на поле несжатыми несколько стеблей хлебных злаков, «завивая» и украшая их (см.: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. СПб., 1865. Т. 1. С. 697).

Моя версия:

Велес — это в точности древнегреческий бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы Пан, культ которого заимствован славянами, когда они еще жили возле Дуная на границе с Римской Империей, а имя Велес — эпитет Пана, который был бородатым и до безобразия волосатым. Лат. vellus, villus «шерсть, руно; растительность на лице, борода, ворс, растительный пух», villōsus «покрытый шерстью, косматый; мохнатый, волосатый». Форма Волос — славянская, но означет то же самое — волосатый.

Польск. wełna, укр. вовна, слов., чешск. vlna, исл., норв. ull, дат. uld, шв. ylle, англ. wool, голл. wol, нем. Wolle, ирл. olann, лат. vellus, фин. villa, эст. vill
«шерсть».

Пан (др.-греч. Πάν) — древнегреческий бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадийское происхождение. Этимология имени традиционно, начиная с гомеровых гимнов, связывалась с греч. πάς, «весь». В настоящее время принято связывать имя Пана с греч. Πάω — «пасти». По гомеровскому гимну, Пан считается сыном Гермеса и дочери Дриопа. Он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребёнка, мать покинула его, но Гермес, завернув мальчика в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса, видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем (греч. πάς «весь») великую радость.



PanandDaphnis.jpg (388×769)

В жертву Пану приносили коров, козлов, ягнят, молоко. В римской мифологии Пану соответствовали Фавн, покровитель стад, и Сильван, демон лесов. При Птолемеях и Селевкидах Пан почитался в разных регионах Ближнего Востока. В частности, в его честь были названы город Паниум и река Баниас в Израиле. Ежегодно в Римской империи совершалось празднование в честь Пана, такие праздники назывались Вота и Врумалия.

© TrueView

Tags: ★TRUEVIEW★
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Recent Posts from This Community