TrueView (trueview) wrote in anti_fasmer,
TrueView
trueview
anti_fasmer

Categories:

Меру

https://trueview.livejournal.com/253492.html

Вулкан Меру — активный стратовулкан в восточной Африке в области Аруша на севере Танзании. Вулкан расположен в восточной части большой рифтовой долины в 40 км на юго-запад от горы Килиманджаро и является пятой по высоте вершиной Африки (после вулкана Килиманджаро, горы Кения, пика Маргерита и горы Рас-Дашен), а также второй вершиной Танзании (после Килиманджаро).

-----------

В традиции индуизма мироздание часто изображается в форме лотоса, из центра которого возвышается Меру — гора, на вершине которой располагается рай главного из всех девов Индры. В космологии индуизма священная гора Меру находится в центре вселенной. Некоторые помещают её в самый центр северного полюса Земли. Согласно Пуранам, на вершине горы Меру пребывают ведийские девы.

Практически во всех первоисточниках гора Меру помещается на далёком севере.


В античной традиции было широко распространено представление, что земля повышается к северу. Древние индийцы, иранцы и скифы полагали, что все великие реки текли со священных северных гор. Представление о высоких северных горах, протянувшихся с запада на восток по берегу северного океана также отражены на карте к «Географии» Птоломея.

В «Махабхарате» Меру — это горная страна с вершинами до самого неба, где главная вершина — это гора Мандара. В «Махабхарате» описываются земли, лежащие за Гималаями: хребты Тибета и Памира, пустыни Средней Азии, непроходимые леса, полярные области и такие арктические феномены, как неподвижная Полярная звезда, звёзды, которые не восходят и не заходят, но вращаются в горизонтальной плоскости, завершая каждый свой круг за 24 часа, высокостоящее созвездие Большой Медведицы, солнце, которое встаёт лишь раз в году, день и ночь, продолжающиеся по шесть месяцев, полярное сияние, область долгого мрака и т. д. Говорится, что на краю этой области высится гора Меру, северный склон которой является побережьем Молочного моря. В «Махабхарате» говорится:

«На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру, причастный великой доле; на нём обитель Брахмы, здесь душа всех существ пребывает, Праджапати, всё подвижное и неподвижное сотворивший… Великий Меру, непорочная, благая обитель. Здесь заходят и вновь (над горой) восходят Семь божественных риши во главе с Васиштхой (созвездие Большой Медведицы)...

Вокруг Меру вращаются все светила. Над ней неподвижно висит полярная звезда, а вокруг делают круг созвездия Большой Медведицы, Кассиопеи и Волопаса, здесь полгода — день, полгода — ночь, одна ночь и один день вместе равны году. На севере Молочного моря есть большой остров, известный под именем Швета-двипа («Светозарный Белый остров»)».

Эта страна описывается, как: «страна вечного счастья», «племя не знает ни болезней, ни слабости возраста», «повсюду стада антилоп и стаи птиц», «уйдя туда, вновь в этот мир не приходят». Это — «Земля избранных», «Земля святых», «Земля блаженных». Подобные детали имеют большое сходство с более поздним описанием Шамбалы. Она расположена в отдалённом северном краю, высоко на вершинах Меру и на его склонах у берегов Молочного северного океана. Это — обитель богов и страна «блаженного народа». Из земного мира сюда могут попасть лишь избранные праведники, и то лишь после окончания своей жизни. Там — рай Индры: «Уйдя туда, вновь в этот мир не приходят». Живыми в ту страну могут вознестись лишь некоторые прославленные герои или мудрейшие риши. Попадают туда чудесным образом, по божественному соизволению, лишь на крыльях священной птицы Гаруды. Это — страна вечного счастья, которая высоко возвышается над злом. Здесь не холодно и не жарко. Покрытая рощами и лесами земля производит обильные плоды, повсюду стада антилоп и стаи птиц, всё благоухает ароматами цветов. Здесь не живёт человек жестокий, бесчувственный и беззаконный. Здесь не может быть войн и сражений. Люди этой страны все равны между собой, не знают забот и горя; наслаждаются всеми благами жизни.

В «Ригведе» и иранской «Авесте» указывается местонахождения горы Меру на северном полюсе — это представление было общепринятым в древнеиндийской традиции.

Согласно пуранической космологии, вокруг Меру вращаются все светила, а на её вершине пребывают всесильные девы, такие как Индра и Брахма. Причём Индралока — обитель главного ведийского девы — Индры располагается на самой вершине Меру. Там находится великолепный дворец Индры, в саду которого произрастает растение сома, из которого изготавливается священный напиток бессмертия. В «Матсья-пуране» сказано:

«Она из золота и светит подобно огню без примеси затемняющего дыма. Четыре её стороны имеют четыре разных цвета. Цвет восточной стороны её белый, подобно цвету брахманов; цвет северной стороны — красный, подобно цвету кшатриев; цвет южной стороны — жёлтый, подобно цвету вайшьев; цвет западной стороны — чёрный, подобно цвету шудр. Высота её 86000 йоджан, из которых в земле находится 16000. Каждое ребро четырех её сторон составляет 34000 йоджан. На этой горе есть реки с пресной водой и прекрасные золотые жилища, в которых обитают различного рода духовные существа: девы вместе с их певцами гандхарвами и их любовницами апсарами, а также асуры, дайтьи и ракшасы. Вокруг горы находится водоём Манаса, а вокруг этого водоёма с четырёх сторон обитают локапалы, а они — хранители мира и его обитателей. У горы Меру есть семь узлов, то есть больших гор, названия которых суть Махендра, Малайя, Сахья, Шуктибам, Рикшабам, Виндхья, Париятра. А маленьких гор так много, что их почти не счесть; это и есть те горы, на которых живут люди. Что же касается больших гор вокруг Меру, то к их числу относятся: Химавант, покрытая вечными снегами, и на которой обитают ракшасы, пишачи и якши; Хемакута — из золота, на которой обитают гандхарвы.

Попытаемся найти скопление этих гор. Они находятся в приполярном Урале. Приполярный Урал — район с самыми высокими горами Урала.

0f70013770334b199cc18844422e78fb.max-2500x1500.jpg (1338×768)

Вторая по высоте гора приполярного Урала Манара́га (1662 м) представляет собой сильно рассеченный гребень с 5—7 огромными «жандармами». Объяснение названия вершины приводит Э.К.Гофман в сочинении «Пай-Хой, или Северный Урал»: «Извилина долины открыла перед нами боковой вид на Манарагу, и тогда её гвоздеобразный шпиц явился необыкновенною зубчатою вершиною. По этой вершине гора получила своё самоедское имя, которое по истолкованию нашего переводчика значит „Медвежья лапа“».

Переводчик Гофмана не ошибся — ненецкое Манарага (нен. мана «передняя лапа медведя», раха «подобный», лат. manus «рука, лапа») — Подобная медвежьей лапе. Установлены так же названия горы на языке коми — Сизимъюра (коми сизим — семь, коми юр — голова) — Семиголовая, а также — Унаюраиз (коми уна — много) — Многоголовая.

В «Махабхарате» описывается история о том, как на главной вершине горы Меру, которая носит название Мандара (Манарага?), девы во главе с Брахмой решили создать напиток бессмертия. Девы использовали вершину Мандара как мутовку для пахтанья океана, в результате которого появилась амрита: «…и стали сбивать воду для получения амриты. В то время как девы и асуры пахтали океан посредством Мандары, там поднялся великий шум, подобный громыханию чудовищных облаков. Там различные водяные обитатели, раздавленные великой горой, сотнями находили свою гибель в солёной воде. Разнообразнейших тварей из мира Варуны. А также обитателей нижних областей мира, привела к уничтожению та гора, опора земли. Между тем как она вращалась, могучие деревья, населённые птицами, сталкиваясь друг с другом, падали с вершины горы. И огонь, возникший от трения их, полыхая ежеминутно пламенем, будто синее облако — молниями, окутал гору Мандару. Он сжёг слонов и львов, оказавшихся там. Также расстались с жизнью и всевозможные другие существа. Затем Индра, лучший из бессмертных, погасил всюду тот ожигающий огонь водою, рожденной из облаков. После того в воды океана потекли разнородные выделения из могучих деревьев, а также множество соков трав. Именно от питья тех соков, наделенных бессмертною силой, а также от истечения золота девы достигли бессмертия.»

Др.-инд. Mandara — «огромная» или «твёрдая». Лат. mons «гора, горная цепь, горы, скала, глыба».

манарага-650x420.jpg (650×420)

Коми называли Уральские горы Урал Из, Ыджид Из. Манси до сих пор называют его Нёр, ханты – Кев, ненцы — Пэ, и у всех этих слов одно значение — Камень, Большой Камень.

В оронимии Северного Урала господствуют названия из языков манси и коми. Водораздельный хребет издавна был условной границей между зонами хозяйственных интересов, и это нашло свое отражение у манси в противопоставлении Манъсипал-Нёр — Саранпал-Нёр, то есть «Мансийского (восточного) Урала» — «Зырянскому (западному) Уралу». Мансийская и коми оронимия соответственно тяготеют к восточному и западному склонам Урала, хотя это распределение не абсолютно. Большинство гор на водораздельном хребте имеет по два названия — мансийское и коми. Встречаются гибридные названия, в частности ненецко-мансийские: это доказывает, что раньше на Урале господствовала ненецкая оронимия.

Меру — это совокупность самых высоких гор Урала!. Меру делит мир на части и находится в центре мироздания. Греч. μέρος «часть, доля, сторона, пределы, территория», μερίζω «делить, разделять», манси нёр «гора, камень».

У горы Меру есть семь узлов, то есть больших гор, названия которых суть Махендра, Малайя, Сахья, Шуктибам, Рикшабам, Виндхья, Париятра.

Сахья. Манси Сяхыл — «вершина, гора». Известная в литературе вершина Приполярного Урала гора Сабля пo-мансийски называется Сырай Нёр досл. «гора, подобная острию сабли, меча». В трудах Э. К. Гофмана приведeны ненецкий вариант данного оронима — Саук-Пай «острая гора» и его калька на мансийском — Саукка-Ур.

Париятра. Высочайшая вершина Полярного Урала — гора Пайер (1499 м над уровнем моря). Находится вблизи Полярного круга на границе Коми АССР и Тюменской обл.: ненец. пэ, пай «камень, скала», ерв «хозяин; дух-хозяин водоёма, урочища и т.п.». Э.Гофман пишет «что данная гора по своей высоте получила от самоедов пышное название Пай-Ер «Владыка Гор». В словаре П.Семенова название приводится в форме Пай-Яр и объясняется также как и у Э.Гофмана «Владыка гор». Д.Юрьев приводит в форме Пай-Яр и переводит как «Камень-Хозяин». Со склонов горы берет начало р. Пайеръяга «река горы Пайер». Ненец. пэ, пай «камень, скала», греч. πέτρος «камень, скала».

«Вокруг Меру вращаются все светила. Над ней неподвижно висит полярная звезда, а вокруг делают круг созвездия Большой Медведицы, Кассиопеи и Волопаса, здесь полгода — день, полгода — ночь, одна ночь и один день вместе равны году. На севере Молочного моря есть большой остров, известный под именем Швета-двипа («Светозарный Белый остров»)»

Швета-двипа — Новая Земля. Всегда в снегу и потому названа «Светозарный Белый остров». Швета — светлый. В древности Карское море называлось морем Мрака (< татар. кара, санскр. kr̥ṣṇa «черный»). Но, быть может, переосмысление санскр. kṣīra, осет. ӕхсыр «молоко» (Молочный океан).

1200px-Novaya_Zemlya.ru.svg.png (1200×1690)

© TrueView

Манарага

манарага-650x420.jpg (650×420)

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments