TrueView (trueview) wrote in anti_fasmer,
TrueView
trueview
anti_fasmer

Categories:

Московская Артания

https://trueview.livejournal.com/251610.html


Арсания или Артания — по арабским источникам X века, один из трёх центров русов, наряду с Куябой (Киевом) и Славией (Новгородом). Информация восходит к утраченной работе географа аль-Балхи, написанной около 920, и воспроизводится у его последователей, так называемой «классической школы» географов: Истахри, Ибн Хаукаля, и более поздних авторов: Худуд аль-алам, Аль-Идриси. Сообщается, что арсанцы имеют собственного правителя, резиденцией которого является город Арса. Они не пускают к себе чужеземцев и сами занимаются торговлей, плавают в Куйабу и торгуют свинцом и соболями.

«И русов три группы. Группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И группа самая верхняя из них, называемая ас-Славийа, и царь их в городе Салау, и группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и окрестностей её. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении ее чужеземцами, ибо тамошние убивают всех чужеземцев, к ним приходящих. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах, и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну их. ...Вывозят из Арсы черных соболей, черных лисиц и олово (свинец?) и некоторое число рабов.» [Ибн Хаукаль, «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик», 970-е годы].

О трех племенных группах Руси сообщают следующие писатели X в.:

1) арабский географ Аль-Балхи (850—934), автор «Книги видов земли», составленной около 920 г.;

2) арабский ученый Аль-Истархи, труд которого составляет второе, сильно дополненное издание труда Балхи, сделанное между 930—933 гг.; 1

3) араб-путешественник из Багдада — Ибн-Хаукаль, автор «Книги путей и государств», работу над которой он закончил около 987—988 гг.

Зависимость сообщений этих трех авторов одного от другого не вызывает сомнения. Позднее это показание о разделении Руси на три племени заимствуют у названных авторов Идриси (1154), Абульфеда (1273—1331), Шамседдин Димешки (ум. в 1327 г.) и др. Одним из наиболее близких по времени к первоисточнику этих сообщений является анонимный персидский географ, автор «Книги границ мира от востока к западу», составивший свой труд около 982—983 гг. 2

Аль-Балхи сообщает следующее: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его живет в городе под названием Куяба, который больше Булгара. Другое племя, [живущее] дальше первого, называется Славия. Еще племя называется Артания, а царь его живет в Арте. Люди отправляются торговать в Куябу; что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтоб кто-нибудь из иностранцев странствовал там, ибо они убивают всякого иноземца, путешествующего по их земле. Только они отправляются по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступить в их страну. Из Арты вывозят черных соболей и свинец. Русы сожигают своих покойников, а с их богатыми сожигаются девушки по их доброй воле. Иные из Русов бреют бороду, другие же из них закручивают ее в виде кудрей. Одежда их — короткие куртки; одежда же Хазар, Булгар и Баджнаков — целые [длинные] куртки. Русы эти ведут торг с Хазаром, Румом и Великим Булгаром. 3 Ибн-Хаукаль почти дословно повторяет это сообщение, только вместо слов «дальше первого» у него стоит «выше первого» и в списке товаров прибавлены «черные лисицы». 4 Кроме того, слова «они отправляются по воде» читаются: «они спускаются по воде». 5

Текст, изданный Гаркави с именем Истархи, аналогичен Аль-Балхи и лишь в одном вносит пояснение: «Арта находится между Хазаром и великим Булгаром». 6 В рукописи Туманского к списку товаров, вывозимых из Артании (Уртаба), прибавлены «очень ценные клинки и мечи, которые можно согнуть вдвое, и они вновь выпрямляются, если отнять руку». У Идриси про Артанию: «ее властелин пребывает в Артани, чудесном месте, построенном на обрывистой горе». 7

Большинство ученых признало несомненным, что Куяба — это Киев и что Славия — это область новгородских славян. Но вопрос о местоположении третьего русского племени, вопрос о том, что следует разуметь под Артанией, вызвал многочисленные и противоречивые предположения.

Френ, Д’Оссон, П. С. Савельев считали, что Артания — это Эрдзянь (ветвь мордовского народа — эрзя), имя, сохранившееся в названии Арзамаса. 8 Той же точки зрения придерживался и Щеглов, считавший Артанией финское племя, но Арту искавший не в Арзамасе, а в Рязани. 9 С этой точкой зрения согласен Шахматов. 10 Рено и Хвольсон считали, что Артания — это Пермь. 11 Л. Нидерле, предположив, что в слове «Артания» «р» стоит ошибочно вместо «н», связывает Арта, Артания с именем «антов». 12 Той же точки зрения придерживается Б. А. Рыбаков. 13 С именем антов связывал Артанию и Пархоменко, но он шел дальше, развивая задолго до того высказанное Иловайским предположение, что Артания — это Тмутаракань. 14 Этой теории в науке повезло больше других. Отстаивая южное происхождение Руси, защищая мнение о давности поселений славянства в Подонско-Азовской области, В. А. Пархоменко использовал сообщения арабов, чтобы локализовать спорное местонахождение Тмутаракани. Он сближал имя «анты» с «вантиталга» арабских писателей и, далее, с «вятичами» русской летописи и, помещая «вятичей» в Причерноморье, находил, что под Артанией нужно разуметь Тмутаракань. 15

Краткие сообщения арабов о третьем центре Руси так мало дают сведений о его местоположении, что это позволило передвигать его различным авторам произвольно из одного конца Восточной Европы в другой. В то же время руководящими для этого вопроса должны быть данные топонимики, из которых и исходит большинство авторов. На этом основании было высказано Френом, Савельевым и другими мнение, что Артания — это Эрдзяния.

Академик Дорн, переводя отрывки из книги Аль-Балхи, принял написание Ерзания 21 вместо Арсания, Артания и т. п. других переводчиков.

Арабские географы, несомненно, помещают каких-то русов на Волге. У Аль-Истархи и Ибн-Хаукаля сообщается о географическом положении русла реки Итиля (Волги): «Что же касается реки Итиль, то она вытекает вблизи Хархиза, течет между Каймакией и Гуззией, так что образует границу между Каймакией и Гуззией; затем она выходит к западу по верхнему Булгару 24 и обращается вспять к востоку, пока не проходит по Русу, потом проходит по Булгару, затем — по Буртасу, пока не впадает в Хазарское море». 25 В словаре Якута говорится: «Итиль есть имя великой реки, подобной Диджле, в стране Хазар и протекает мимо страны Русов и Булгар», 26 а Аль-Бекри пишет о Волге: «Это — река, которая к ним течет от Русов, впадает в море хозарское». 27

В Худуд Аль-Алам 35 говорится: «Эта река Рус проходит среди славян, направляясь к Востоку, до самой границы Русов. Она протекает, минуя Уртаб, Селябе, Куяне, города Русов и проходит через границы Хифржах. Она же меняет направление, поворачивает к югу, к пределам печенегов и впадает в реку Атель». 36 Еще А. Г. Туманский высказал убеждение, что эта река, так определенно описанная, не может быть иной рекой, кроме Оки, так как в рукописи указано, что она течет с юго-запада в Волгу и впадает в нее севернее буртас. Издавший рукопись Туманского в английском переводе и снабдивший ее подробным комментарием В. Минорский считает, что не только географическое положение реки Рус, но и арабская транскрипция ее названия позволяют в ней видеть Оку. «Не будет чрезмерным предположение, что Ока известна осведомленному первоисточнику, которому мы обязаны описанием территории русов. Текст Истархи наводит на мысль, что наблюдательным пунктом для этого первоисточника был булгарский город на Волге». 37 Таким образом мы имеем единственное в литературе мусульманских географов указание на Оку, и при этом указано, что русы живут по этой реке [1].

Где же находился город Уртаб и река Русов? Москва-река крупнейший приток Оки. Протяженность старого русла Москвы-реки – 502 км, нового – 473 км. А в Москву-реку впадает река Рус Руза.

По Истархи город Артани находился в красивом месте на высокой горе.  Действительно, древняя Москва основана на Боровицком холму. В древности холм выглядел не так, как сейчас: мыс (в устье Неглинки) был более крутым и значительно у́же. При освоении территории происходило её выравнивание и расширение верхней площадки.

Как считается, на холме, первоначально покрытом хвойным лесом, в XI веке появилось поселение. Первое упоминание Москвы датируется 1147 годом, но в нём нет точного описания места, на котором обосновался Юрий Долгорукий. Но датируемая 1156 годом Тверская летопись утверждает, что Юрий Долгорукий поставил здесь первый Московский Кремль, который стал ядром Москвы. Князь Иван I Данилович Калита поставил на холме Спасо-Преображенский монастырь на бору, в котором была устроена первая великокняжеская усыпальница.

В настоящее время на холме находится часть построек современного Кремля, расположена Красная площадь и прилегающая к ней часть Китай-города между улицами Никольская и Варварка.

У булгар существовала традиция перводить географические названия на тюркский язык. А в традиции русов
— двать названия поселениям на греческом, латыни и германских языках: возм. Коломна (лат. columna колонна, столб, межевой столб, граница), Кострома (лат. castrum укрепление, форт, небольшая крепость, военный лагерь, Ростов.

В норвежском языке rast — ‛отдых, привал, миля’; шв. rast, нем. Rast, нид. rust, англ. rest ‛отдых, привал, остановка’, готск. rasta ‛миля’, лат. rasta ‛германская миля’. Англ. rest, лат. resto, ит. restare — ‛оставаться’. Лат. resto [re-sto] ‛оставаться’ < re- + sto ‛стоять’. Корень — лат. sto ‛стоять’; ит. stare, англ. stay, шв. stå ‛стоять, оставаться’. Семантически родств. русск. стоянка, остановка, стан, становище, норв. stans ‛остановка, стоянка; прекращение; перерыв, пауза’. Из этого же куста обще-германское stadt, stad, statt — ‛город, крепость’, лат. statioстояние, место, местопребывание, почтовая станция’, русск. станция.

Уртаб это дословный перевод названия города Москов (Москва). Греч. μέσος средний, находящийся в середине, срединный, центральный). Русск. межа.

Уртаб < тат. урта, тур. orta, казах. орта середина, средний.

В 9 веке Москва была пограничным городом и находилась на меже-границе! Да и Моква-река была пограничной между славянами и булгарами. Потому и название города Москов, а не Москва.

Под 1147 годом Ипатьевская летопись сообщает:


Иде Гюрги воевать Новгорочкои волости, и пришед, взя Новый Торг и Мьсту всю взя, а ко Святославоу прислал Юрьи, повеле емоу Смоленскую волость воевати. И шед Святослав, и взя люди Голядь, верх Поротве, и так ополонишася дроужина Святославля. И прислав Гюрги рече: «Приди ко мне, брате, в Москов».

Певое упоминание в летописи еще не означает основания города. Многие русские города существовали задолго до упоминания в летописях. Да и летописи стали писаться только в 11 веке с появлением азбуки у славян.

Что касается города Селябе, то это в точности перевод названия Коломна:

Селяб < татар. сала
слияние трёх и более рек в одном месте. В Коломне сливаются три реки Москва, Ока и Коломенка.

⇨ Proto-Finno-Ugric *kolm- ‛3’: финск. kolme, карельск. kolme, вепсск. koume, водск. kõlmõ, ливск. kuolm, эстонск. kolm, эрзянск. колмо, мокшанск. колма, марийск. кумыт, удмуртск. куинь, коми куим, мансийск. хӯрум, хантыйск. қөӆәм, венгерск. három, гавайск. kolu ‛три’.
Afro-Asiatic: Аккадск. šalāš, арабск. ثلاثة [θa'la:θa], мальтийск. tlieta, иврит שלשה 'šloša, гёэз shelestu, амхарск. ሦስት 'sost , др.-египетск. h-m-t-w ‛три’. Шалаш временная постройка из трех жердей. Происходит от тюрк., ср. тур. sаlаš, азерб. šаlаš «шалаш, палатка».


Куян слегка искаженное название города Кисан (татар. кису, казах. кесу резать). «Джагфар Тарихы» всегда называет город Резань Кисанью, а княжество Кисанским.

Московия (Средиземье) и есть Артания — третий центр Русов.

© TrueView



Tags: история, ★TRUEVIEW★
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments