Получалось такое подобие колеса со спицами из каменного круга очага и лежащих вокруг него людей.
Поэтому, когда изобрели реальное колесо со спицами, его тоже назвали *локус.
А когда ещё позже изобрели паровоз, его назвали *локо-*мотив, "мотающий колесо", потому у него шатун мотает колесо по кругу.
Латинское "локо" у славян перевернулось в "коло", колесо уже по имени кола, на который насажены колёса.
А в латыни кол остался в виде "коллины"-шеи, "колье"-украшения вокруг неё и "колонны" - шееподобного сооружения.
"Коллар" - например, это воротник вокруг шеи, а русский "воротник" - это ткань вокруг древнего *ворота, другого названия шеи, на которой вращается голова.
То есть и шею когда-то называли просто "кол" (для головы), откуда и появились колье и "коллары"-воротники.
А шест-кол посреди римской деревни, вокруг которого шло "коловращение" деревенской жизни называли "полл". Сейчас на таких "поллах" крутятся неодетые девочки, а когда-то это было дело серьёзное, шест-кол-тотем посреди деревни охранял всю "околицу", а вокруг земного кола-*колюса-"полюса" крутилась вся Земля.
Запись сделана с помощью m.livejournal.com.