Ислам (akievgalgei) wrote in anti_fasmer,
Ислам
akievgalgei
anti_fasmer

Category:

МАТЕРИНСТВО ИНГУШЕЙ


Обычно мать кормила ребёнка 1,5-2 года. Было поверье, что мальчика мать обязана кормить до 2-х лет. Первое подкармливание начиналось постепенно с 7-8 месячного возраста. Если у матери не было молока, то кормилицей ребёнка становилась другая женщина.
[Spoiler (click to open)]
Ингуши всегда заботились о здоровье матери и ребёнка в первые дни. До истечения 40 дней и мать, и ребёнок считались уязвимыми. Для профилактики, в первую очередь, ограждали ребенка от контактов с большим количеством людей и «укрепляли» темечко, смазав его топленым маслом. Только после 40 дней со дня рождения ребёнка мать могла выйти из дому, чаще это было связано с её поездкой в родительский дом — навестить родных. Хотя такой визит в интересах здоровья матери и откладывался до исполнения малышу нескольких месяцев.
Традиционно ингуши в качестве оберега от возможного сглаза ребенка использовали коготь медведя, волка, сердоликовые и коралловые бусинки, отросток дерева «турс».
Сегодня можно увидеть и пользовавшиеся большой популярностью камни с дырками. Такие камни с естественными отверстиями, использовали в качестве оберега не только младенцев, но и семьи, жилища и т. д. Их подвешивали, обычно у порога дома, в люльке, на повозке. К концу ХХ века, да и в наше время подобные обереги ещё встречаются в ингушском обществе. Так же под детский матрасик клали острый предмет: ножницы, нож или спички.

Были определённые запреты и поверья, связанные и с люлькой. Считалось плохой приметой приносить люльку-колыбель в дом до рождения ребёнка. Через люльку и над люлькой не разрешали передавать ребёнка, иначе, верили, что он не будет расти. Укладывать ребёнка и брать его из люльки, можно было только с правой стороны. Люлька всегда должна была быть накрытой. Люльку ребёнка нельзя было раскачивать. Под люлькой принято было стелить коврик.
Оставлять надолго одного ребёнка в тёмной комнате считалось плохой приметой. Если в сумерках или ночью приходилось выносить ребёнка из помещения, то нужно было брать кусок хлеба или уголька с собой. На лобик, подбородок и носик ребёнка наносили сажу, чтобы «испортить» красоту ребёнка, кисть руки перевязывали красной ленточкой, чтобы уберечь от сглаза. Были формулы-приговоры, которые читались над ребёнком с этой же целью.

Вообще любой человек, увидев ребёнка, должен был не хвалить его красоту, а сказать слова — пожелания: (Живи долго и мирно с хорошим здоровьем! Дай Бог, чтобы твои родители гордились тобой! Будь человеком чести!) и др.
Принято было сплюнуть и сказать слова против сглаза: «Са б1арг бац» (Не желаю сглаза), ибо даже доброжелательный человек из любви может сглазить ребёнка. Знахарки снимали недуг с такого ребёнка совершением обряда «дол диллар» и чтением молитв.

Бытовало поверье, что первые ногти новорожденного должна состригать мать или тетя по матери, или же сестра ребёнка. Считали, что эти детские ногти нужно положить в книгу, в музыкальный инструмент или ещё куда-либо

Первые волосы ребёнка принято было состригать как можно раньше. По обычаю, на вес этих волос отец ребёнка должен сделать подарок в виде золотого изделия кому-либо из родных или соседей. Если кто-то с ребёнком первый раз приходил в дом, то ребёнку давали подарок (это могло быть и яйцо), иначе, считали, что в доме заведётся моль.
Как радостные события отмечались вехи младенчества: «царг яьннай» — «появился первый зуб», «когаш вахав» — «сделал первые шаги», «мотт 1омабе г1ерт» — «пытается заговорить» и др.
Когда у ребёнка появлялся первый зуб, его бабушка по материнской линии, первому заметившему зуб пекла лепешку с начинкой размером в длину всего тела ребёнка. Лепешку бережливо (чтобы не сломалась) помещали на специальное приспособление, заворачивали в белую ткань и отправляли по назначению. Об этом писала исследователь Ф. Кудусова.

Радостной вестью были первые шаги ребёнка. В честь этого события резали петуха — в честь мальчика, и в честь девочки — курицу. Но прежде их проносили между ног ребёнка. Затем устраивали угощение для близких и родных.

Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи оберега детей от болезней, сглаза и порчи. Ингуши в бытности придавали этим обрядам и ритуалам важное значение. Сегодня многие из них, по ходу укрепления исламских традиций, претерпели существенные изменения.
Tags: akievgalgei, история
Subscribe

  • Почему говорим ЧЁРСТВЫЙ ?

    По Фасмеру, "черствый, чёрств, черства́, чёрство, диал. чвёрстый, укр. черстви́й " черствый, сильный, свежий", др.-русск. чьрствъ "…

  • СИНИЦА, что в имени твоём?

    По Фасмеру, сини́ца - "исходит из крика птицы, который звучит как zizigäg, по Винтелеру – zifi":…

  • ОРАВА

    ОРАВА (рус.), АРАВА (белор.) - гурьба, толпа, народ, множество людей. Этимологи 19 века Потебня, Микуцкий и, с их подачи, Фасмер, Дрофа, Шанский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Почему говорим ЧЁРСТВЫЙ ?

    По Фасмеру, "черствый, чёрств, черства́, чёрство, диал. чвёрстый, укр. черстви́й " черствый, сильный, свежий", др.-русск. чьрствъ "…

  • СИНИЦА, что в имени твоём?

    По Фасмеру, сини́ца - "исходит из крика птицы, который звучит как zizigäg, по Винтелеру – zifi":…

  • ОРАВА

    ОРАВА (рус.), АРАВА (белор.) - гурьба, толпа, народ, множество людей. Этимологи 19 века Потебня, Микуцкий и, с их подачи, Фасмер, Дрофа, Шанский…