Дагот Ур (akievgalgei) wrote in anti_fasmer,
Дагот Ур
akievgalgei
anti_fasmer

Categories:

Охота как древняя отрасль хозяйственной деятельности ингушей.


«Экхи вод», - говорили ингуши в значении «иду на охоту». «Чарахи вод», - говорили об охотнике, слывшем метким стрелком - «нис топ тохар». Но нередко и само понятие «чарахи вод» означало «идёт на охоту». Охотник умело пользовался прицелом - «айшу», который находился у дула ружья.

Ингуш.язык Iочо//Iачо//Iоалашув// Iоарашув (й-й) – прицел,
Охотились как на диких животных, так и пернатую дичь. Из животных объектами охоты ингушей были: хьаг1 (тур), шунг (самка тура), лийг (косуля), мосар (серна), ча (медведь), борз (волк), нал (кабан) и др. Самой популярной у ингушей, считается охота на туров.
Туры обитали высоко на скалах и редко спускались вниз. Чаще всего ночью туры могли спуститься к реке, к зелёному лугу, чтобы пощипать травки. Охота на тура считалась большой удачей. Чтобы легче ходить по скалам и неслышно подкрадываться к животным, охотники одевали на ноги «нахр маьчи», «хулчи», «терг йол боджмаш» – обувь типа ботинок, только подошва была кожаной.
Хорошим охотником называли того, кто ходит на тура. Охота на тура была сопряжена с большим риском для жизни. К местам обитания туров охотники взбирались по узким тропинкам, которые были расположены над бездонными пропастями. Если они убивали тура, то нести его приходилось на себе. Возвращаться назад приходилось с ношей пуда в два - три весом по таким местам, где едва можно твердо установить подкованную ногу. Охота продолжалась иногда до недели, и охотники, покрытые грязью, изодранные, исцарапанные, иззябшие и измокшие,
возвращались с убитым туром. «Нужно идти против ветра, если идёшь охотиться на тура, - говорит Дж.Ахильгов из с.Джейрах. – Если по направлению ветра, то туры быстро почувствуют человеческий запах и ускользнут». «Это очень чуткий и умный зверь, - говорит Г.Х.Евкуров.- Высоко на скале зорко наблюдают один или два тура, а те которые пасутся, мгновенно чувствуют сигнал от них, если где-то охотники рядом».

Высоко ценилась у ингушей и охота на медведя. В тотемическом осмыслении медведь олицетворял силу и свирепость. Его имя было табуировано. В настоящее время его называют словом ча (чо) — «волос». В иррациональном способе лечебной магии нашли свое применение когти медведя, их считают до сих пор очень действенным амулетом. Медвежье мясо и сало употребляли как лечебное средство против туберкулеза и при простудных заболеваниях. Поэтому мясо добытого медведя не съедали.
Охота обеспечивала ингушам хорошую, но очень умеренную пищу. Из убитой дичи потреблять в пищу ингуши могли мясо – оленя (сей), дикого барана (х1аг1), косули (лийг), барсука (борцаг); из пернатых - мясо журавля (г1ург1ар), дрофы (тотакх), фазана, куропатки (моаша) и т.п. В хозяйственных ямах близ жилища были обнаружены скопления костей этих животных.
Пережитком древнего охотничьего хозяйства является обычай, по которому мясом и мясной пищей ведал исключительно один из мужчин. Обычно это был глава семьи или старший в охотничьей группе. То же самое происходило (происходит и в настоящее время) на общественных пирах, свадьбах и поминках, когда яь т1а латтар (букв.: «стоящий на котле») - распределяет мясо (говядину, баранину).

Длительное время охота являлась существенным подспорьем в хозяйственной жизни ингушей. Кроме усовершенствования охоты люди вынуждены искать новые источники питания, усиливается значение рыболовства и особенно собирательства (сбора диких плодов, орехов, грибов, птичьих яиц, улиток и т.д.). К VI-V тыс. до н.э. скотоводство и земледелие стало занимать более важные позиции. Охота стала подсобным промыслом в хозяйстве ингушей. Со времени активного переселения на равнину оно стало развлечением для отдельных людей.
Дзарахова, доктор исторических наук.
Tags: akievgalgei, история, общество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments