Ислам (akievgalgei) wrote in anti_fasmer,
Ислам
akievgalgei
anti_fasmer

ИСТОРИЯ ИНГУШЕЙ


Ингуши (самоназвание гIалгIай // ghalghaj) – народ с древней и богатой историей. Термин «гIалгIай» очень древний, зафиксирован в шумерском языке (III-II тыс. до н.э.), в который он был заимствован из дошумерского (прототигридского) языка. 
[Spoiler (click to open)]

Этноним «ингуши» произошел от названия селения Ангушт(ан+гушт: небес наблюдатели), расположенного на р. Камбилеевке в Тарской котловине на территории современного Пригородного района. 

Здесь прослеживается культурная, языковая и этногенетическая близость современных ингушей с хуррито-урартами и шумерами. Так, имя шумеро-хурритского бога неба Ану означает на ингушском языке «небо» (инг. «ан»), ингушское слово «анайист» (букв. «край неба») означает «горизонт».
Основание станицы Тарской связано с возникновением Сунженской казачьей линии. Станица была построена на месте ингушского селения Ангушт (от названия этого села произошло и русское название ингушей), которое известно с XVII века.

Тарское (осет. Тарскæй, ингуш. Ангушт) — село на юге Пригородного района Республики Северная Осетия — Алания.

Антропологи относят ингушей к кавкасионскому антропологическому типу большой кавказской (европеоидной) расы. Немецкий антрополог Фридрих Блуменбах, который ввел в научный оборот термин «кавказская раса», считал, «что Кавказ – это место рождения человечества». В России кавказоидную расу называют европеоидной. Впервые название «кавказская раса» дал белой расе в начале XIX в. немецкий ученый И.Ф. Блюменбах. Он владел самой большой в мире коллекцией черепов и при их изучении он пришел к выводу, что наиболее древними представителями белой расы являются кавказцы. 



Европео́идная ра́са (также называется евразийская или кавказская (устар.)
Термин "кавказская раса", изъятый в СССР (и только в СССР, а везде остался) из научного оборота в 20-е годы, был, как уже говорилось, заменен на "европеоидную".

Кавкас (груз. კავკასოსი) — легендарный прародитель северокавказских народов, чеченцев, ингушей и бацбийцев. Согласно Леонти Мровели, Кавкас был седьмым сыном Таргамоса (Фогармы), внука Иафета. Он получил в дар земли «от реки Ломека до рубежей Кавказа на западе»

«… у хайков и картлийцев, ранов и моваканов, эров и леков, мегрелов и кавкасианов — у всех этих народов был единый отец по имени Таргамос. Сей Таргамос был сыном Таршиса, внуком Иафета — сына Ноева. Был тот Таргамос героем. По разделении языков, когда воздвигали башню Вавилон.

Представители кавказоидной расы заселили Европу еще в очень далекие времена. В 1956 году, когда благодаря тбилисским антропологам в научный оборот уже внедрилось название «кавкасионский тип», московский антрополог Г.Ф. Дебец отметил, что этот тип сохранил в себе черты старого европеоидного, кроманьонского населения, обладавшего такими же высокими скелетами и массивными черепами. В.П. Алексеев по итогам своих собственных исследований подтвердил это мнение, добавив только, что кавкасионский тип имеет не только все кроманьонские признаки, но и южный генезис. 

географ Риттер, уже в XIX веке полагал, что "... род людской мог расселиться по земному шару только из Кавказа, как центра своего...". Предания о выходе из страны Азов сохранилось даже в древних скандинавских сагах, где часто говорится о стране "Азов" и городе Азов, жители которых перенесли с юга язык, религию, сказания старой Скандинавии (16; с.2).
Ингуш


Антрополог В.В. Бунак писал, что «среди ингушей этот собственный кавказский тип сохранился более чем у кого-либо из других северокавказских народов». 

В эпоху отступления ледников – в IX-VIII тыс. до н.э. – происходит расселение древних кавказцев (далеких предков ингушей) на огромной территории Европы, Азии и Америки. К археологическим культурам древних кавказцев на территории Евразии исследователи относят культуры, в которых присутствует керамика с псевдотекстильной поверхностью и фигурно-штамповым орнаментом. Эти миграции привели к распаду единого языка, получившего в науке название синокавказский, на северокавказский, енисейский, синотибетский, на-дене языки. 


Уже к VI тыс. до н.э. на территории гор и равнин современной Ингушетии возникают постоянные поселения людей, занимавшихся ранним земледелием и скотоводством. 

В эпоху энеолита происходит переселение древних кавказцев несколькими потоками на юг и юго-восток: на Иранское нагорье и в Месопотамию. Здесь складываются схожие культуры: халафская, хассунская и самарская, на смену которым приходит единая убейдская культура. На этой территории получают распространение злаковые культуры и животноводство. Носителями этих культур выступают народы су (субир, субареи, субарейцы), хурриты, хатты, касситы (каспии), лулубеи (лулахи, лулу), кутии, алародии, признанные в науке выходцами с Кавказа. 

По данным античных, грузинских, армянских письменных источников в I тыс. до н.э. – I тыс. н.э. известны этнонимы малхи, махалоны, кавкасиане, хамекиты, дурдзуки, глигвы, двалы, дигоры, колхи, халибы, санары, махалы, ганахи, халы, сьербы, троглодиты, кисты и др., под которыми в различные периоды различным авторам были известны племена далеких предков ингушей. Часто древние авторы называли северокавказские племена (в том числе и праингушские) скифами и сарматами. 

С древнейших времен предки ингушей строили пирамидальные башни. По археологическим материалам и письменным свидетельствам известно, что пирамидальные башни строили хурриты, урарты, колхидские племена (из дерева), племена кобанской культуры (циклопические постройки), аланы, средневековые ингуши. Во всех национальных версиях нартского эпоса нарты также живут в башнях. Пирамидальные башни на Кавказе известны на территориях, на которых в древности проживали древнеингушские племена. Письменные источники, топонимика, археологические данные свидетельствуют, что древние ингуши проживали и на южной стороне Главного Кавказского хребта, причем, как отмечает грузинский исследователь А. Шавхелишвили, «территория их проживания тянулась от Сванетии до Дагестана». После изменения этнического состава на территории от Карачая до Осетии и высокогорной части Грузии культура строительства башен на этих территория застывает. 


С начала I тыс. н.э. на все праингушские племена Северного Кавказа распространяется этноним аланы.


В IV-V вв. в период великого переселения народов аланы участвуют в походах на Западную Европу. В 411-429 гг. в Испании существует алано-вандальское королевство. В 435-533 гг. существует алано-вандальское королевство в Северной Африке. В VI-VII вв. аланы участвуют в ирано-византийских войнах. В VII-X вв. аланы находятся в политической зависимости от Хазарского каганата. В VII-IX вв. аланы участвуют в арабо-хазарских войнах на стороне хазар. 
https://youtu.be/mHfVHjEesKI
Монгол про ингушей
В Х в. складывается государство алан со столицей г. Магасом («Город солнца»). В первой половине XIII в. Аланское государство было разгромлено в результате монгольских завоевательных походов. Территория Алании была включена в состав Золотой Орды. Источники сообщают о мужественной борьбе алан против завоевателей. Горную часть современной Ингушетии они так и не смогли покорить. Аланы сохранили свой язык и культуру в горах Ингушетии и в прилегающих горных районах Чечни. 

В конце XIV в. аланы подверглись нашествию войска среднеазиатского завоевателя Тамерлана. Тамерлан проник в предгорья Ингушетии в районе современных селений Галашки-Мужичи-Даттых-Ангушт. 

В начале XV в. ингуши возвращаются на плоскость, селятся по долинам рек Сунжа, Назранка, Камбилеевка, Ачалуки. Но во второй половине XVI в. в результате похода кабардинского князя Темрюка (декабрь 1562 г.), поддержанного ногайскими мурзами и русским царем Иваном IV Грозным, ингуши вновь вынуждены были, покинув плоскость, уйти в горы. 

В горах складываются общества, основанные на территориальном принципе – шахары. Возникает предгосударственное устройство общественной жизни, основанное на демократических принципах. 

Новое возвращение ингушей на плоскость начинается с начала XVII в. Миграция шла по ущельям рек Фортанга, Асса, Терек Сунжа, Камбилеевка. 

По свидетельству грузинского географа Вахушти Багратиони уже в XVII в. в Тарской долине известно крупное ингушское селение Ангушт, от названия которого и произошел русский этноним «ингуши». Миграция на плоскость продолжалась до первой половины XIX в. В XIX в. определилась территория современного расселения ингушей. 

В марте 1770 г. в с. Ангушт ингушами был подписан договор с Россией о вступлении ингушей в подданство Российской империи. В 1784 г. вблизи ингушского селения Заур-Ков была основана крепость Владикавказ. В 1810 г. на территории Назрани – заложена крепость Назрань. П.Г. Бутков писал: «Прежде всего для связи кавказской линии с Грузией в 1784 году построена отрядом войск крепость у Терека, при входе в ущелье Кавказских гор, при ингушевской деревне Зауре, и названа Владикавказом». 


В 40-60 гг. XIX в. русская администрация на Кавказе проводит выселение ингушей из селений, расположенных по рекам Фортанга, Асса, Сунжа, Камбилеевка, переименовывает освобожденные таким образом селения в станицы и заселяет их казаками. Ингуши из этих селений частью были выселены в Турцию, частью погибли от холода, голода и болезней, оставшиеся расселились по другим ингушским селениям. 

В 1860 г. военное управление Кавказом было ликвидировано, и на Северном Кавказе были созданы Кубанская и Терская области. Ингуши входили в Ингушский округ Терской области. В 1871 г. Ингушский округ был объединен с Осетинским округом во Владикавказский округ. В 1888 г. Ингушетия была подчинена Сунженскому (казачьему) отделу Терской области. В результате упорной борьбы в 1905 г. ингуши добились выделения временно Ингушетии в самостоятельный Назрановский округ Терской области. В 1909 г. Назрановский округ был узаконен. 

В В ноябре 1917 г. была провозглашена Горская Республика. 1 декабря 1917 г. было создано временное Терское правительство. 3 марта 1918 г. была провозглашена Терская народная советская республика.   

В период революции 1917 г. и гражданской войны ингуши активно поддержали большевиков, поверив в их обещания справедливого решения национального вопроса. Тысячи ингушей погибли в борьбе за Советскую власть в период гражданской войны. Генерал белой армии А.И. Деникин в своих мемуарах писал, что именно в Ингушетии захлебнулось его победное шествие по России. 

В марте 1920 г. была восстановлена Терская народная советская республика. 17 ноября 1920 г. была провозглашена Горская ССР. Декретом ВЦИК от 20 января 1921 г. была создана Горская АССР. 

В 1921-1924 гг. Ингушетия входила в состав Горской АССР. В 1924 г. в связи с распадом Горской АССР была образована Ингушская автономная область с административным центром в г. Владикавказе. 
В 1929 г. Сунженский казачий округ, состоящий из станиц, основанных на месте ингушских селений, был включен в состав Чечни. В июле 1933 г. г. Орджоникидзе (переименован по инициативе ингушского руководства в 1931 г.) был передан Осетии, а в начале 1934 г., без учета мнения народа, Ингушетия была присоединена к Чечне и образована Чечено-Ингушская автономная область (с 1936 г. – Чечено-Ингушская автономная советская социалистическая республика). 
В 1944 г. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а ингуши вместе с чеченцами выселены в Казахстан и Среднюю Азию. В ссылке погибло до трети ингушей. Территория Ингушетии была разделена между Осетией, вновь созданной Грозненской областью и Грузией. 
В 1957 г. Чечено-Ингушская АССР была частично восстановлена. Ингушский Пригородный район, значительная часть которого впоследствии была включена в состав г. Орджоникидзе (Владикавказа), был оставлен в составе Северной Осетии. 


В мае 1991 г. Чечено-Ингушская АССР была переименована в Чечено-Ингушскую Республику. Осенью 1991 г. Чечня отделилась от Ингушетии, было провозглашено создание Чеченской Республики, избран свой президент. В декабре 1991 г. на всенародном референдуме ингуши подтвердили, что Ингушетия является частью Российской Федерации. 26 апреля 1991 г. Верховным Советом РФ был принят Закон «О реабилитации репрессированных народов», а 4 июня 1992 г. принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ». 
Tags: akievgalgei, история
Subscribe

  • Хочу я всех мочалок застебать. . .

    Стеб. Стебаться Стебать. В совремееном, примерно с начала 80х - Иронизировать, Произвести впечатление. Насмехаться. Веселый пустой треп. И т д.…

  • Кто такие Жрецы и почему они жрецы.

    Задумались когда то люди : как сделать то, что не в человеческих силах, а надо. дождь вызвать к примеру, чтоб посевы не сгорели. И придумали - надо…

  • Кто куды ?

    Кто -кто ? Дед Пихто! Что в имени вам его ? А мне вот отчетливо слышться что то финское- эстонское. Чухонский такой дед. А Куды ? На кудыкину…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments