George Telezhko (yurate1) wrote in anti_fasmer,
George Telezhko
yurate1
anti_fasmer

Categories:

О неавтохтонности германцев

О южной природе протогерманцев и их относительно позднем появлении на нынешних местах обитания говорят, например, фонетически закономерные соответствия между этнонимами ряда племён Малой Азии и племён, относимых к германцам, наводящие на мысль о миграции первых на север Европы: 

  • кавконы Страбона (племя обитавшее до конца прошлой эры на западе Малой Азии) и хавки (германское племя);

  • хатты (малоазиатское племя 3 – 1 тысячелетий до н. э.) и хатты (германское племя);

  • саки (скифы Сакасены, греч. Σακασηνήν, от перс. Saka-ŝayana 'земля саков', Закавказье) и саксы (германцы Саксонии, нем. Sachsen), оба этнонима, вероятно, от прото-ИЕ основы *sek- 'резать', впечатляет степень фонетического совпадения, с точностью до передвижения [k] > [h];

  • гутии (закавказское племя 3 – 1 тысячелетий до н. э.) и готы (гутоны, готоны, самоназв. gut-Þiuda, восточно-германское племя), впервые предложил это сопоставление Жюль Опперт;


  • гермионяне Геродота (Ἑρμιονέες, малоазиатское племя) и гермионы Плиния Старшего и Тацита (Hermi(n)ones, группа германских племён);

  • германии (германийцы) Геродота (Γερμάνιοι, племя на юго-западе Персии, считается, что этноним - от названия персидской области Керман) и германцы Тацита (Germanos, зарейнские германцы).

О миграции германцев с юга может говорить также культ египетской богини Исиды у свебов (германский племенной союз), отмеченный Тацитом, и совпадение лидийск. ciw-, tiuvali 'бог' и герм. Ziu, Tiw, Týr 'Тюр', из общего ИЕ источника *deywós 'бог' - но наиболее близкие фонетически из производных.
Кроме фонетического сходства этнонимов, приведённые выше пары племен имеют ещё и признаки культурной или хотя бы временной преемственности. Укажем эти признаки.
Примерно в те же времена, когда переселялись в Малую Азию ионийцы, Гераклиды изгнали с Пелопоннеса дриопов-гермионян. Тацит же упоминает знакомство германцев с отвагой Геркулеса.
После Геродота, судя по примечанию в древнегреческом словаре Дворецкого, германийцев упоминал только Плутарх. Это может означать, что племя в конце прошлой эры - начале нашей покинуло места своего обитания. Куда делось? - впервые проявилось в виде племени агрессивных германцев времён Цезаря (конец прошлой эры), которые первыми отбросили галлов на запад, по свидетельству Тацита. Позднее это племя стало называться «тунгры».
Хавки Тацита (Chauci) – с учётом германского передвижения согласных, совпадают с Καύκωνες 'кавконы', с точностью до расширения основы -on-. Вот что конкретно о кавконах писал Страбон:
«Что касается кавконов, о которых рассказывают, что они жили на побережье непосредственно за мариандинами до реки Парфения (город у них был Тией), то одни считают их скифами, другие — каким-то македонским племенем, третьи — пеласгами. Об этой народности я уже говорил где-то в другом месте...»;
«...Итак, на востоке границей пафлагонцев является Галис; на юге — фригийцы и поселившиеся там галаты; на западе — вифинцы и мариандины (ибо племя кавконов повсюду совершенно вымерло); на севере же - Евксинский Понт.».
Во времена Гомера (8 или 9-й век до н.э.), во времена Геродота (5-й век до н.э.) племя кавконов было весьма заметным в Малой Азии. Во времена Страбона (на стыке эр) племя кавконов уже не обнаруживается на привычных местах обитания – на западе Малой Азии. Хавки же с 1 в. н. э. проявились на территории Германии, согласно Тациту, а в 3 веке смешались с саксами. Гипотеза о преемственности кавконов и хавков особо привлекательна именно из соображений временной непрерывности.
Германские хатты Тацита (Chattos; область называлась в ср.-лат. Hassia, ныне – нем. Hessen) – с учётом 1-го германского передвижения согласных прото-ИЕ *[k] > герм. [h] и прото-ИЕ *[d] > герм. [t] - совпадают с др.-греч. Καδούσιοι 'кадусии', с точностью до расширения основы -us-. Интересно, что обычаи хаттов и кадусиев сходны, согласно данным Тацита и греческих историков: у обоих народов – выборность вождей, заметный перевес пехоты над конницей, селения в горах. Это серьёзное основание для предположения об их преемственности. Также не исключено, кадусии – это бывшие жители Хаттусы, города, бывшего некогда столицей царства Хатти, что объяснило бы расширение -us- в этнониме.
Можно ещё отметить диалектную особенность жителей земли Hessen, вроде бы не свойственную другим немецким диалектам: ретрофлексную артикуляцию вибранта [r], но это как бы впрок, поскольку особенности артикуляции анатолийских хаттов мне не известны.

Пока на этом можно прерваться, ибо нельзя объять.
Tags: yurate1
Subscribe

  • Вынь да положь первопричину!

    О чём думали те, кто ложку назвал ЛОЖКОЙ? Скорее всего о том, что этим инструментом можно ЛОЖИТЬ (накладывать) пищу себе в рот. Совершенно ясно,…

  • VETRO vs. ВЁДРО

    Чем дальше, тем больше убеждаешься в крайней ограниченности базисных сочетаний звуков, которыми нас наделила природа. Интересная задача стояла перед…

  • ПРОСО

    По Фасмеру, "...про́со, укр., блр. про́со, цслав. просо κέγχρος, болг. про́со́ (Младенов 530), сербохорв. про̏со, словен. рrоsо̣̑, чеш., слвц.,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 76 comments

  • Вынь да положь первопричину!

    О чём думали те, кто ложку назвал ЛОЖКОЙ? Скорее всего о том, что этим инструментом можно ЛОЖИТЬ (накладывать) пищу себе в рот. Совершенно ясно,…

  • VETRO vs. ВЁДРО

    Чем дальше, тем больше убеждаешься в крайней ограниченности базисных сочетаний звуков, которыми нас наделила природа. Интересная задача стояла перед…

  • ПРОСО

    По Фасмеру, "...про́со, укр., блр. про́со, цслав. просо κέγχρος, болг. про́со́ (Младенов 530), сербохорв. про̏со, словен. рrоsо̣̑, чеш., слвц.,…