TrueView (trueview) wrote in anti_fasmer,
TrueView
trueview
anti_fasmer

Numerals: Тройка

Представление о числе так же старо, как и само человечество. И прежде чем человек научился считать, придумав слова для обозначения чисел, он, несомненно, умел различать одного человека и двух людей или двух и многих людей. Изучение австралийских языков пама-ньюнга принесло новые подробности истории развития счета. Уже в тех языках, где числительных всего пять, заметны следы более древней ступени, — тройки. В большинстве случаев число четыре обозначается не новым словом, а составным понятием, чем-то вроде ‛два и два’. То, что первобытные люди сначала знали только ‛один’, ‛два’ и ‛много’, подтверждается тем, что в некоторых языках, например в греческом, существуют три грамматические формы: единственного числа, двойственного числа и множественного числа. Когда австралийские аборигены стали способны осознавать такое обобщенное понятие, как ‛пять’, их мозг был уже готов к восприятию других чисел и на следующем этапе развития языков числительные прибавлялись не по одному, а группами. Языки, развившиеся из тех, где считали до пяти, обычно уже оперировали числительными до десяти или двадцати.

Модель, в которой числительное три означает ‛много, все, весь, целый’ наиболее древняя. Назовем ее моделью № 1. С развитием пальцевого счета число три стало ассоциироваться со средним, самым длинным, пальцем на руке и назвали его ‛верхним, высшим’ — это модель № 2.

В индо-европейской языковой семье числительные развивались по модели № 1. Число три означало ‛много’. Вот те слова, в которых тот же корень, что и в числительном три:


Гэльск. tòrr ‛много’, фр. très ‛очень, весьма’, албанск. tërë ‛все’, непали धेरै [dhērai] ‛много’, пашто ډېر [ɖer] ‛много’, русск. здоровый, здравый, др.-русск. съдоровъ, ст.-слав. съдравъ, укр. здоро́вий, болг. здрав, сербохорв. здра̏в, здра̏ва, словенск. zdràv, zdráva, чешск., словацк. zdravý, польск. zdrowy ‛здоровый’, авест. drvā ‛здоровый’, эст., фин., водск., ижорск. terve, юж.-эст., карельск. terveh, чудск., вепсск. ťerveh, ливск. tīera ‛здоровый, здравый; целый’, эстонск. tervik ‛весь’, удмуртск. трос ‛много’, тросгес ‛больше’, кит. 多 [duō] ‛много; многочисленный; множиться; в словообразовании много-; поли-; свыше; более; с лишним; намного’, сомали dheer ‛длинный, долгий, высокий’, шумерск. du3 ‛все’, dur ‛полнота, цельность’.

⇨ Proto-Indo-European *treyes ‛3’: Англ. three, др.-англ. þrie, þreo, фриз. træi, нид. drie, нем. drei, норв. tre, дат tre, швед. tre, исл. þrír, готск. þreis, др.-исл. Þrír, лат. trēs, порт. três, исп. tres, фр. trois, ит. tre, уэльск. tri, бетонск. tri, ирл. trí, гэльск. trì, греч. τρες (*tri̯es), тохарск. А tre, тохарск. B trai, алб. tre, арм. yerekh, лит. trỹs, лтш. trîs, русск. три, бел. try, укр. tri, польск. trzy, чешск. tři, слов. tri, болг. tri, макед. tri, сербо-хорв. trî, словенск. tri,  хеттск. tēri-, лувийск. tarris, осет. ærtæ, пашто dre, фарси se, тадж. se, санскрит त्रि [tri], др.-инд. tráyas, авест. ϑrāуō, кашм. tr'i, хинди, маратхи ti:n, синдхи ti:, навахо táá', маори toru ‛три’.

Аналогичная ситуация в афразийской (наиболее древней), фино-угорской, сино-тибетской, австронезийской языковых семьях (модель № 1). Все тройки в этих семьях восходят к тройке афразийской, зародившейся еще на севере Африки до исхода людей в Евразию:

Англ. healthy ‛здоровый’, health ‛здоровье’, hale ‛здоровый, крепкий (о стариках)’, нем. heil ‛целый, цельный, невредимый’, нид. heel ‛весь, целый; очень, весьма’, норв. hel ‛весь, целый, полный’, дат. hel ‛весь, целый’, англ. whole, готск. hails, др.-в.-нем. heil, др.-англ. hāl, hæl, др.-фриз. hāl, hēl ‛весь, целый; полный; здоровый, невредимый; всё, целое’, курдск. gelek ‛многие, многий, много’, персидск. kol ‛целый’, خیلی [ˈxei̯liː] ‛много, многие, многий, немало, слишком, черезчур’, русск. целый, др.-русск. цѣлъ, ц.-слав. цѣлы, ст.-слав. цѣлъ, укр. цілий, болг. цял, сербохорв. ци̏о, словенск. се̑l, чешск., словацк. сеlý, польск. саłу, в.-луж. суłу, н.-луж. сеłу, боснийск. celu ‛весь; целый; невредимый’. Аккадск. kalu, kalāma ‛весь, все’, kullatu ‛весь’, шумерск. kalag ‛сильный, крепкий, здоровый’, арабск. كُلّ‎ [kull], гёэз ኵል [kʷəll], мальтийск. kull, иврит כל [kól], амхарский ሁሉ ['hulu] ‛весь, целый’. Телугу చాల [cālā] ‛много’, татар. көлле ‛весь, вся, все; всякий, каждый’, финск. kaikki ‛все; всё’, кит. 全 [quán] ‛весь, целый; все-; обще-; полностью; целиком; все; всё’, майя kul ‛очень, много’, celem ‛юный; свежий; сильный; крепкий’, кечуа q’ala ‛полностью, целиком, совсем, совершенно’, qhalli ‛здоровый; хороший’, qhali ‛сильный, крепкий, здоровый’, qhaliya- ‛выздоравливать’, qhaliyachi- ‛излечивать, вылечивать’.

Санскр. सर्व [sárva], рома saro, авест. hauruua ‛целый, каждый’, ст.-перс. h-ru-v / haruva, ср.-перс. har(w), перс. هر [har] ‛каждый’, курд. her, har ‛каждый, всякий, любой’, др.-греч. ὅλος (hólos), лат. sollus ‛целый’. Аккадский šalāmu ‛здоровый, быть здоровым, целый’, šulmu ‛полнота, цельность; завершённость, законченность’, шумерск. silim ‛здоровый, быть здоровым; здоровье; полнота, цельность; завершённость, законченность’, персидск. saalem ‛здоровый’, лат. salvus ‛целый, невредимый’, тур. salim ‛здоровый’. Норв. sunn, нем., дат. sund, англ. sound, ит., исп. sano, фр. sain, порт. são, лат. sanus ‛здоровый, здравый; целый; неповреждённый’, казах. сау, тур. sağ ‛здоровый’.

Авест. hauruua, ‛целый, каждый’ [Etymology: From Proto-Iranian *hárwah, from Proto-Indo-Iranian *sárwas ('whole, all, entire’), from Proto-Indo-European *sólh₂wos, from *solh₂- ('whole’). Cognate with Sanskrit सर्व (sárva), Old Persian h-ru-v / haruva (whence Persian هر‎ (har)), Ancient Greek ὅλος (hólos, 'whole’), Latin sollus].

⇨ Proto-Finno-Ugric *kolm- ‛3’: финск. kolme, карельск. kolme, вепсск. koume, водск. kõlmõ, ливск. kuolm, эстонск. kolm, эрзянск. колмо, мокшанск. колма, марийск. кумыт, удмуртск. куинь, коми куим, мансийск. хӯрум, хантыйск. қөӆәм, венгерск. három, гавайск. kolu ‛три’.

⇨ Afro-Asiatic: Аккадск. šalāš, арабск. ثلاثة [θa'la:θa], мальтийск. tlieta, иврит שלשה 'šloša, гёэз shelestu, амхарск. ሦስት 'sost , др.-египетск. h-m-t-w ‛три’.

⇨ Proto-Austronesian *telu ‛3’: Chamorro tulu, Tsou túyu, Saaroa tuulu, Puyuma teLu, Malaweg tallú, Ilokano tallo, Balangaw toló, Pangasinan taló, Yami teylo, Alangan tolo, Sarangani talo, Palaweño talu, Tagalog tatló, Bikol (Naga) tuló, Mandayan tulu, Cebuano tulú, Ilonggo (Hiligaynon) tátlu, Tboli tluh, Sangir tatelu, Banggai tolu, Mandar tallu, Timugon tálu, Berawan têlö, Malagasy télo, Kapuas (Ngaju) telo', Yakan tellu, Javanese telu, Sundanese tilu, Balinese telu, Batak (Toba) tolu, Madurese tello' ‛три’.

⇨ Кит. 三 [sān] ‛три; третий’.

В эламо-дравидийской семье тройка образована по модели № 1:

Венг. mind ‛все, всё’, minden ‛каждый, всякий, весь, всё, все’, аккадск. ma:du ‛много’, англ. many, much ‛много’. Кит. 满 [mǎn] ‛полный; доверх; целиком; полностью; весь, наполнять’. Кит. 们 [men] — суффикс множественного числа личных местоимений и некоторых существительных. Англ. many ‛много’ [Old English monig, manig 'many, many a, much,’ from Proto-Germanic *managaz (cf. Old Saxon manag, Swedish mången, Old Frisian manich, Dutch menig, Old High German manag, German manch, Gothic manags), from PIE *menegh- 'copious’ (cf. Old Church Slavonic munogu 'much, many,’ Old Irish menicc, Welsh mynych 'frequent,’ Old Irish magham 'gift’)], лат. magnus 'большой, крупный, широкий, разлившийся, выступивший из берегов или бурный’. Русск. много происходит от праслав. формы *mъnogъ, от которой в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. мъногъ.

⇨ Proto-Dravidian *muC ‛3’: Телугу muudu, гонди mu:nd, койя mu:n.du, конда mu:nri, тулу mu:ji, каннада muuru, кодагу mu:ndü, кота mu:nde, тамил. moonrru, малайялам mu:nnu ‛три’.

В самодийских и тунгусских языках тройка образована по модели № 2:

Ненецк. ӈока ‛большой’, венг. nagy ‛большой, крупный, обширный, высокий, великий’, майя noh ‛большой; правая рука; правый’, nohach ‛сильный, искусный’, nohcinah ‛делать большим’, nohoch ‛большой’, nohol ‛наибольший’, калмыцк. нүср ‛большой, великий’, маори, гавайск. nui ‛большой, великий’, японск. 長い [nagai] ‛длинный, долгий’.

⇨ Proto-Samoyedic *näkə̂(j)r ‛3’: Selkup nåqyr, Nenets n'akhar, Enets nékhu, Nganasan nagür ‛три’.

Эст. üle, фин. yli, ливон. i’ļ, водск. ülees, ижор. ülä, карел. üli, чуд. ülen, вепс. üläh ‛верх, сверху, над; ‛верх, сверху, над’, эст. ülem, фин. ylä ‛главный, высший’, фин. ylempi ‛высший, наивысший’; горно-мар. βǝl ‛вверх’, удм., коми vi̮l ‛верх, верхняя часть; наилучший’, коми vi̮le̮ ‛над, сверху’ коми вылны ‛расти, развиваться, возвышаться’, венг. ülni ‛сидеть, возвышаться (напр., на троне)’; каз. ұлы, ұлық ‛великий’, үлкен ‛большой’, тур. ulu ‛великий, выдающийся, возвышенный; очень большой, громадный, высокий’, ulvi ‛высокий, возвышенный, благородный’, русск. великий, пол. wiele ‛много’; лат. elevo ‛поднимать’; тагальск. ulo ‛голова’; арабск. áаля ‛верх, верхний’, ивр. алия ‛подъём, восхождение, возвышение’, татар. илаһи ‛божественный; бог, божество’; Аккад. elu ‛поднимать’, шумер. il ‛поднимать, нести’, ila ‛повышение, поднятие’, elam, üläm ‛верхний’.

⇨ Proto-Tungus *ilan ‛3’: Negidal elan, Even ilen, Evenki ilan, Solon ylan, Orochon ylan, Manchu ilan, Ju-chen ilan, Sibe (Xibo) ilan, Nanay ilan, Hezhen ilan, Gold elan, Olcha ila, Orok Ila, Oroch ila, Udihe ila, N Yukaghir yalo-n', S Yukaghir yalo-y, Omok jalom ‛три’.

В тюркской языковой семье тройка образована по модели № 2:

Казах. үс, үсті, татар. өс ‛верх’, өске ‛верхний’, озын ‛длинный, долгий, высокий’, тур. üst ‛верх, верхний, высший’. Кет. есь ‛небо, Бог’, дари aasmaan, баскск. ost, хаттск. yah ‛небо’, этрусск. ais ‛Бог’, навахо ‛небо’, yáʼąąsh ‛небеса, небесный, небо, рай’, кечуа yus ‛Бог’. Русск. высь, вышний, веси, вежа, укр. вищий, чешск. vyšší ‛старший, выше, высший’.

Асгард (др.-сканд. Ásgarðr) — в скандинавской мифологии небесный город, обитель богов-асов. Асы — существа порядка, ведя войну с ванами — существами природы, построили укреплённый Асгард. Позже асы сдружились с ванами, обменялись представителями (а на самом деле — заложниками, так в мир асов пришёл ван Нийодр, иначе — Ниодр, Ниорд и т. д., и поселился с ними в Асгарде) и с тех пор живут в мире друг с другом. Кроме богов и богинь, в Асгарде живут девы-воительницы — валькирии. Другая группа богов, ваны, жили в Ванахейме. Один из трёх корней Древа Мира — Иггдрасиля — тянется в сторону Асгарда. В Саге об Инглингах Асгард помещается на берегах Чёрного моря к востоку от Танаиса, между страной ванов (венедов?) и страной турок (Tyrkland). К западу от Асгарда упомянуты страна саксов (Saxland) и Гардарики (Garðaríki).

⇨ Proto-Turkic *üč ‛3’: др.-тюрк. üč, кыпчакск. üč, караханид. اُجْ, азерб. üç (اوچ, үч), башк. өс, долганск., якут. үс, гагаузск., кр.-тат., тур., туркм. üç, каракалп. u'sh, караим., урумск., южн.-алтайск. ӱч, карач.-балк. юч, кирг. үч, крымчакск. уч, кумыкск. уьч, ногайск. уьш, османск. اوچ (üç), тат. өч (öç), казахск., тофалар., тувинск. үш, уйгурск. ئۈچ (üch), узб. uch (уч), хакас. ӱс, чувашск. виҫӗ, шорск. ӱш и др. Бурушаски iskén, uskó, майя ох [ош] ‛три; много’, шум. eš eš5 ‛три’.


© TrueView
Tags: беларуская мова, белорусский язык, история, лингвистика, этимология, языки, ★TRUEVIEW★
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →