Дагот Ур (akievgalgei) wrote in anti_fasmer,
Дагот Ур
akievgalgei
anti_fasmer

Categories:

МАРТ РИМЛЯН ИНГУШСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ


МАРТ РИМЛЯН ЭТО ИНГУШСКИЙ ФЕВРАЛЬ

МАРТ
Этимология Происходит от лат. martius «март» (месяц, посвящённый богу Марсу), далее из *Mawort- (предположит. имя италийского божества, ставшего у римлян богом войны).
[Spoiler (click to open)]
От ингушского
Ингушский язык мархи-бутт: февраль(месят поста)
марх: пост (религ.)

марха кхаба: поститься (религ.)(букв.кормить солнце)
мархий-някъан : мархиевы, род, фамилия в ингу-шетии.

мархьорий: |букв. берущий в объятия божество, забиравшее душу человека во вре-мена язычества
мархIадолла: обнять
марх1аволла: |гл. ф. от волла - обнять| - прижать к гру-ди, обнять, заключить в объятия.
марх1амат: милосердие, сострадание.
марх1ач: время общения.
марх1е: |букв. объятия| - 1 кошовка, тип саней степлым кузовом
марх1о: контакт.
темарх: 1 глава, 2 руководитель.
пхьоала-марх: начальник производства.
къаммарх: 1 правитель, 2 |социальн| - пред-водитель сословия.
вIаши мархIалелха: обняться
тоамархо: й|б*- 1 договорной, уставной брат, 2партнер, компаньон.
турмарх: командир
Чечен.язык марха(marxa): пост
пример: мархин бутт – месяц поста
мархадастар(marxadastar): розговенье
мархакхабар(marxakxa:bar): соблюдение поста
мара(mara): в объятия

марадолла(maradolla): обнять
пример: бер къевллина марадолла – крепко обнять ребенка
марадохка(maradoxka): обнимать (мн. число)
маралелха(maralеlxa): обниматься, бросаться друг другу в объятия
маракхета(marakxе:ta): броситься в объятия

Отсюда МАРКЕТИНГ
Ингуш.язык маркхете: людное месте |выгодное для торгов-ли|.
Ингуш.язык маркхетий: 1 торговец в людном месте, 2 |воен| - маркитант, торговец при армии.
Ингуш.язык меркхингь: 1 единица деления шкалы, 2 градус.
Отсюда МАРКЕТИНГ, СУПЕР-МАРКЕТ
Итальянский язык mercato: базар

Ингуш.язык марк1е: внутренняя область страны.
темаркъа: 1 наследник правителя округа, 2имя муж.
Отсюда МАРКИЗ
Маркиз этимология:
Происходит от франц. marquis «маркиз», из ст.-франц. marchis «правитель пограничной марки», далее из прагерм. формы *marko, от которой в числе прочего произошли: др.-англ. mearc (зап.-сакс.), merc (мерсийск.) и англ. mark, др.-сканд. merki, готск. marka, нем. Mark «граница, приграничная земля»

Ингуш.язык мохк, морк, муорк: земля, страна
Ингуш.язык мерк: рубеж
Ингуш.язык меркид: |географич| - параллель

Ингуш.язык маршо: мир

БОГ ВОЙНЫ МАРС
от ингушского
марс: серп

Ингуш.язык маьрж: |жреч| - бог войны Молдза-Ерда ему были посвящены волк, дуб и сокол.
мяржа: 1воинственный |ая|, рожденный для войны, 2опасный для жизни.
мярж: 1война |армия на армию|, 2 боевойклич
мяржа вахар: жизнь в период войны.
мяржа дуне : мир, как вечный бой, мир, какарена вечных борений малых и больших.
мяржал: воинственность
мяржал долаж: |гл. ф. от долаж - имеет| - воинственно.
мяржа я1: 1 период войны, перен. - периодгоря, 2 |поэтич| - хребет войны.

Ингуш.язык мяржа я1: |восклицание| - к сожалению.
Чечен.язык марж-я1(marz--яj): межд., выражающее сожаление упрек, озабоченность, досаду, раздражение
пример: марж-я1, ницкъ бац! – эх, силы нет!

ИНДОЕВРОПЕЙСКОЕ МАРД: СМЕРТЬ ОТ ИНГУШСКОГО
марчо: саван
морч: 1 |архаичн| - смерть, 2 кончина.
морч: |топ| - село в горной ингушетии

Ингуш.язык морча: смертельный риск.
морчава:обряд похорон
морча-каш: могильник.
морчекъ: прах, пепел, собранный с погребального костра.
марта: завтрак

марта: поминальное угощение, поминки свозлиянием.
мартазкъа: 1 непьющий по обету, трезвенник,2 имя муж.
ямарта: изменнический, коварный
ямартло: нечестность
ямартлонца: коварно
ямартхо: изменник, изменница




Ингуш.язык маьрш: мир, свобода
къамаьрша: щедрый, щедро
мярша хила: 1|гл. ф. от хила - быть| - быть мирным, неопасным, 2 быть в согласии с законом.
мяршве: 1|гл. ф. от ве - сделать| - сделать безопасным,2 успокоить, 3 рекомендовать, оказать покро-вительство.
мяршвори: 1 рекомендательное письмо, 2паспорт |пропуск, удостоверение и др.|.
мяршде: |гл. ф. от де - сделать| - |о животном| - свиде-тельствовать о не краденности.
камярша: безопасный |ая|.



Чечен.язык марша(mars,a): мирно, счастливо, благополучно
маршалла(mars,alla): привет, приветствие
пример: маршалла дала – передать привет
маршаллин(mars,allin): приветственный

БОГ ВОЙНЫ
Марс (лат. Mārs < др.-лат. Māvors, старый вокатив Mārmār; также лат. Mārspiter или раздельно Mārs pater «Марс-отец»; на языке сабинов Māmers). В римской религии Марс — один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин). Бог войны.

ИНГУШСКИЙ БОГ ВОЙНЫ
МОЛДЗЫ-ЕРДА


Молдз-ерд — Бог войны (в переводе с инг. “проворный дух)

По словам Газбыка, хамхинцы на горе Маги в ноябре месяце молятся и приносят жертвы Маги-ерде, громадный эльгыц которого построен по указанию духов ясновидцев. Он же сообщил мне о существовании у ингушей бога войны, называемого Молдзы-ерда, что означает «проворный ерда (дух)». Он, подобно Аресу, шел на войну впереди ингушей и нес им победу. Благодаря ему люди становятся проворными, храбрыми, непобедимыми. Его никак нельзя было уязвить, потому что он подобен тараму (духу); покровительствуемые им люди также были неуязвимы. Поклясться его именем никто не осмеливался; иначе и правая, и виновная сторона останутся без детей. Его почитали ингуши всех обществ и горные чеченцы. Он не является уже предком того или другого общества, а создан для выполнения функций, общих всему племени. Ему молились, приносили жертвы и просили помощи на войне.

ЯЗЫЧЕСКИЕ ХРАМЫ ИНГУШСКИХ БОГОВ
Храм Молдз-Ерды- Горная Ингушетия с.Ольгети,IX-XIвв.

11.Молдз-Ерда-с.Ольгети,IX-XIвв.
12."Важагат"-VIII-Xвв.
13."Малад-Йерда"-ус.Ляжги,VIII-Xвв.
14."Морч-Села"-с.Моржчие.
15."Гал-Ерда"-с.Шоан,VIII-XIвв.
16."Макхала"-с.Шоани,VIII-XIвв.
17."Балам-Ерда"-VIII-XIвв.
18."Итаз-Ерда" с.Ольгети.
19."Дзарака-Дэда"-с.Хулий,X-XIвв.
20."Йерпатие"-VIII-XIвв.
21."ЦIувге"-VIII-XIвв.
22."Маги-Йерда" в урочище Магате.
23."Ткъамаш-Ерда"-XIII-XIVвв.,Салги XIII-XIVвв.
24."Селашатс"-Столпообразное святилище ус.Лялах VIII-Xвв.
25."Цулгате"-с.Хули, VIII-Xвв.

САНИБА-ЕРДА
У всемогущего бога Дяла было много детей. Среди них были братья ерды - божественные Мятцели, Молдзы-Ерда, Амага-ерда, Хал-ерда, Тамаж-ерда и Саниба-ерда. Старшим из братьев был Мятцели. Он первым ушел из семьи и поселился на вершине горы Мятлам. Другие братья расселились по тем местам, где сейчас находятся их храмы. Лишь один из братьев, Саниба-ерда, как младший, остался на месте. К этим братьям подселились другие ерды. Так, к Мятцели подселились и породнились с ним ерды Мятар-Дяла и Сусан-ерда.
В год раз, а иногда и два раза, от Саниба-ерда ночью высоко вверх поднималось сияние. Цай-саг - жрец знал дни, когда обычно это происходило. В это время он и его подручные ночами наблюдали за храмом. Когда сияние возникало, то с утра начиналось празднество и в течение трех дней при храме жгли свечи и костры.
Все братья ерды незримо ходят среди людей. В последний месяц лета, в Сели-бутт, был определенный день, в который, считалось, ночью собирались все братья ерды и решали свои общие дела.
В ту ночь у всех храмов жгли костры и возносили моления.

Самые древние каменные виды оружия Чечни и Ингушетии - топоры, ножи и т. д. датируются 40-4 тысячелетиями до н. э. Они найдены археологами как в горах, так и на равнине.
При этом арбалет (сакх-Iaд) у чеченцев и ингушей наряду с луком (Iaд), был очень популярен и широко использовался. Горцы искусно пользовались и пращой (ширдолаг).
Не случайно про мифического оружейника Виланда, героя германских и скандинавских саг, сказано в пecне Амелунгов, что он научился своему ремеслу у жителей Кавказских гор.
На определенном историческом этапе вайнахи пользовались снаряжением, в состав которого входили чешуйчатые панцири, доспехи комбинированного характера из кожи, ткани, дерева, металла и т. д., а также шлемы и щиты. Эти защитные средства изготовлялись на Кавказе.
Краткий рассказ о древнем оружии позволяет нам сделать вывод о том, что оружейное производство , чеченцев и ингушей, имеет богатую историю, уходящую в глубокую древность вплоть до эпохи палеолита.
Вплоть до XV-XVI века чеченцы и ингуши пользовались в основном собственным сырьем, добывая железо в горах, о чем свидетельствуют археологи. Они достигли больших познаний в обработке металла, развивали ремесла, осваивали более совершенные технологии.



ИНГУШСКИЙ СОЛДАТ

Манкиев Аюп Ковдиевич Ингуш
Снайпер из Ингушетии убил 113 гитлеровцев, в первом бою уничтожил 35 фашистов.
1917 г.р. Ингуш. Старший сержант. Снайпер и помощник командира взвода 66-го Гвардейского стрелкового полка 23 Гвардейской стрелковой дивизии 1-й Ударной армии. В Красной Армии с 1939 г. Награжден медалью «За отвагу» 23 марта 1942 г. Призван Ачалукским РВК ЧИАССР. Представляется к награде орденом Красной Звезды.
Краткое конкретное описание личного боевого подвига или заслуг
Верный сын советского народа, беззаветно любящий свою Родину.
Большой путь прошел снайпер Манкиев, прежде чем стать мастером своего дела. Еще зимой вместе со снайпером Массаловым с раннего утра и до поздней ночи терпеливо и настойчиво выслеживал врага, овладевал своим оружием, учился производить меткий выстрел, находить цель и поражать врага. С февраля по 15 сентября 1942 г. тов. Манкиев имел на своем счету 113 истребленных им гитлеровцев.
В первом сражении, где он действовал со снайперской винтовкой, он истребил 35 фашистов. Этого он добился, потому что проявил находчивость, смелость и железную стойкость.
ПРИКАЗ войскам 1-й Ударной армии № 0100 от 22 февраля 1942 г. о награждении МАНКИЕВА Аюпа Ковдиевича орденом КРАСНАЯ ЗВЕЗДА.

Ингуш.язык манке: отдельная воинская часть, производящая разведку боем,
манкий: 1боец из манке, 2 |в| - имя муж.
манки-някъан: манкиевы, род, фамилия в ингуше- тии.
Ингуш.язык манкха: гнусавый, гундосый, говорящий в нос
Tags: akievgalgei
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments