Ислам (akievgalgei) wrote in anti_fasmer,
Ислам
akievgalgei
anti_fasmer

Categories:

ДЫХАНИЕ ОГНЯ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ ДЫХАНИЕ, УДУШЬЕ, ДУША, ДУХОТА, БЮСТ, ПУСТЫНЯ, ТОЛСТЫЙ, БОСОЙ
РУССКОЕ ДЫХАТЬ ОТ
Ингуш.язык дувхь, дувхьа, дийхьа, дийхьад, дувхьар, дувхьийт: пыхтеть, тяжело дышать, зыдыхаться
Ингуш.язык дувхьар: одышка
Чечен.язык дехьа[дехьа, дийхьира, дехьна] запыхаться класса Д

Русский язык дыхание, дыхать,вдыхать, дух, душа, удушье

Ингуш.язык дийхьа: задыхаться
Словацкий язык dych: дыхание
Словацкий язык dýchavičnost: одышка
Ингуш.язык дийхьат/дувхьат: пыхтит
Праславянский язык dyxati: пыхтеть
Словацкий язык dýchat: дышать
Ингуш.язык дийхьанн: зыпыхание

Украинский язык дихання: дыхание
Белорусский язык дыхаць: дышать
Русское ДЫШАТЬ
Происходит от глагола дышать, от праслав. *dyxati, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. дꙑхати. Родственно лит. dūsė́ti, dūsiù «пыхтеть», dusė́ti «покашливать», латышск. duse^t «пыхтеть, дышать, дремать, отдыхать», др.-исл. dúsa «держаться спокойно»
ОТ ИНГУШСКОГО и ЧЕЧЕНСКОГО
Чечен.язык дусадала: надуться, надуваться, раздуться, раздуваться(du:sadala)
обидеться, надуться(du:sadala): дусадала
Чечен.язык [дусало, дусаделира, дусаделла] 1) потенц. от дуса; 2) надуться, надуваться; раздуться, раздувиться; 3) перен. обидеться, надеяться класса Д

Ингуш.язык дувс, дувса, дувсало, дийса, дийсар, дийсад, дувсаргдар: надуть, накачать воздухом класс Д
Русский язык ДУВ, НАДУВ, НАДУВАТЬ, СДУВАТЬ,ДУТЬ
Ингуш.язык дийсат: надуло
Сербский язык дисати: дыхание
Ингуш.язык доассади: разгрузиться
Ингушский язык доассадала: опустеть, разгрузиться
РУССКИЙ ЯЗЫК ДУХОТА
Ингуш.язык д1аьйха: горячо, греть
Ингуш.язык дIоахде: греть , нагреть, палить (обдавать жаром)
диалектн| - |гл. ф. от де - делать| - |точнее -д1оахде, проверочное слово - д1айха| - со-греть, отогреть


Ингуш.язык класса Е
йIайх: тепло
йIайха: жарко
йIовхал: жара
йIовхаенна: потеплело
йIоахъял: потеплеть
йIоахъялар: потепление
йюахъе гл. ф от е - делать| - нагреть, согреть, ото-греть, подогреть.
е1ахъе: греть
Эстонский язык ahin, õhin [ахин, ыхин, охин] (эст.) - пыл, жар
Эстонский язык ahi [ахи]: печь, очаг
Ливонский язык ō’i, ā’i [ыхй, ахй] : печь, очаг
Финский язык ahjo [ахьо]: печь
Чудский язык ahď(o) [ахдьё] : печь
Вепсский язык ahj [ахьй] (вепсск.) - печь, очаг
Айнский язык ウフイ[uhui] жечь;
Японский язык 炎 [(о)honō; (о)хоноо] (яп.) - огонь;
рапануйский язык (о.Пасхи) - ahi , "огонь".
Гавайский язык ahi "огонь"
Таитянский язык auaahi: огонь
Маори язык ahi: огонь


Ингуш.язык бувса, бувста: надувать класса Б

Латышский язык pū̃sti: дуть
Норвежский язык føysa «надуваться»
Чечен.язык буса: надуться
Ингуш.язык буст: опухло
Норвежский язык pust: дыхание

Ингуш.язык бюст, бусташ: опухая
ОТСЮДА БЮСТ ГРУДЬ
Литовский язык pūstis: пухлый
класса В

ингуш.язык весь, вийст, васта, вусто, вистар, вистав: пухлый, опух
венгерский язык vastag: толстый
английский язык vast: огромный
французский язык vaste: широкий, емкий


фуста : расклещенное одеяние |юбка, брюки и др.|.
класса Д
Ингуш.язык дест, диста, дуст, дасто, дасте, дистар: опухать
Ингуш.язык дестам: опухоль, деста: опухнуть
дистад: отекло, опухло
от ингушского ДУСТО, ДАСТЕ
полабский язык tåu̯ste: толстый
Белорусский язык то́ўсты: толстый
Сербохорватский язык ту̏ст: толстый
Отсюда ТОЛСТЫЙ

Игуш.язык д-/й-/в-/б-ус: пустеть
Ингуш.язык д-/й-/в-/б-аьсс: пустой
Ингуш.язык д-/й-/в-/б-узз «наполнить(ся), насытиться, наесться»
Англ. buzz «осушать, выпивать до последней капли (бутылку, стакан)»; woozy «пьяный в стельку»; booze «спиртной напиток; попойка, пьянка». «probably originally as a verb, «to drink a lot» (1768), variant of Middle English bouse (c. 1300)», ср.-голл. busen «to drink heavily», cр.-вн. нем. bus «наполниться»
инг. вузи «наелся (наполнился)». Ср. cр.-вн. нем. bus «наполниться»

чеченский язык даьсса(da’ssa): пустой, полый, порожный
Ингушский язык даьсса, ваьсса, баьсса, йяьсса: пустое, пустой, пустые, пустая
Коми-пермяцкий язык весь "пустой"
Ингушский язык баьссе: пустота
Ингушский язык баьссарте, даьссарте, ваьссартойл, яьссарийл: пустеющие, пустеющее, пустеющий, раскрытая
Баскский язык basamortu: пустыня
Боснийский язык pustinja: пустыня
Ингушский язык бустийна: развязанная
Украинский язык пустеля: пустыня
Ингушский язык бусстела: опустела
Русский язык пустой
Отсюда русское ПУСТО, ПУСТОТА
Ингуш.язык боассо, босса, боса: пустой, порожний класса Б
Ингуш.язык боссабайт, боассабе, боассабайтер, боссалу, боссайта, боссалургба: пустеть, разгружаться, опустошить
Белорусский язык босы: босой, необутый
Болгарский язык бос: необутый, голые ноги
Польский язык boso: босой
Ингуш.язык беса, боса: бледный, безцветный

ИНГУШСКОЕ ДЫХАНИЕ
Ирландский язык sèid, shèid: дуть
Шотландский язык shèid: дуть
Ингуш.язык сада1а: вздохнуть

Бретонский язык analañ: дышать
Корнский язык anella: дышать
Валлийский язык anadlu: дышать
Шотландский язык anail: дыхание
Ирландский язык anáil: дыхание
Ингуш.язык Iи (Iанараш) (д, д) – пар
Ингуш.язык ӏан, ӏанаран, ӏанарн, ӏанаро, ӏанаре, й; мн. ӏаьнараш, й] пар; испарение ӏаьнаре дерз испариться, испариться;
Ингуш.язык Iанарца: паром
Ингуш.язык 1ан-данн/ду/дер/ди: паросоздание
Древнешведский язык ånde: дыхание
Шведский язык ånde, anda: дыхание
Датский язык ɔnde: дыхание
Прагерманский язык *anan-, andō(n), *and]ēn: дыхание, дышать

Шотландский язык ainmhidh: животное
Ирландский язык ainmhí: животное
Ингуш.язык аним: дух, душа
аним дала: оживить, дать душу
аним вий: 1 душевное проклятье |обычно, считается женским ругательством|.
анимза: неодушевленный.

Финский язык syödä: кушать
syö: кушает, söin: кушал
Ингуш.язык саде1а: дышать, отдыхат
Ингуш.язык сада1а: вздохнуть
Ингуш.язык букв. са/син: душа
да1а, де1а: кушать, холостить
Ингуш.язык са [син, синна, сино, сине, д; мн. синош, д] 1) душа

ИНГУШСКОЕ ДЫХАНИЕ/ ДЕЙСТВИЕ ДУШИ
Инг.са/син: душа (ДУША=СЕРДЦЕ=ДЫХАНИЕ)
Нганасанский язык сәә: сердце
Ненецкий язык сей: сердце
Водский язык süä: сердце
Выруский язык süä: сердце
Ижорский язык süän: сердце
ДУХ/ДУША/СЕРДЦЕ/ОТ-ДЫХ
Ингуш.язык сало1ам: от-ДЫХ, расслабление
Коми-зырянский язык сьӧлӧм: серцде
Коми-пермяцкий язык сьӧлӧм: сердце
Удмуртский язык сюлэм: сердце
Ингуш.язык сала1ар: отдых, сала1ре: перерыв
Ингуш.язык сало1архо: отдыхающий
Ингуш.язык салоаш: отдыхая
Татарский язык суларга: дышать
Татарский язык сулыш: дыхание
Ингуш.язык садеӀар: дыхание
Ингушский язык саде1а: дышать, отдыхать
Мокшанский язык: седи: сердце
Финский язык sydä: сердце
Колтта-саамскийsms: čââ´đ : сердце
Ливский язык liv: südäm: сердце
Ингуш.язык садоахам: дыхание
Курдский язык sax - живой
Курдский язык saxbûn - ожить
Ингуш.язык сих: |от са|д| - дыхание| - дыхательное горло
Ингуш.язык сих: 1 скорость, быстрота, 2 резвость.
Ингуш.язык сихха: 1 немедленно, незамедлительно |наречие|, 2 то-ропливо, спеша.
Ингуш.язык сиха бе: |гл, ф. от бе - делать| - быстро делать.
Ингуш.язык сыхбун:учащенно


ИНГУШСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ДУШ

Вторая основа человека душа (инг. са), являлась жизненной силой бога, проявляющейся в природе (инг. са дайнад досл. душа потерялась, смысл.: повечерело). Она наполняла человека качественным содержанием (инг. Саденна досл. душа омертвела/отдана, смысл.: мужественный). Приоритет божественного прослеживается в оживлении и управлении душой человека: она могла закончиться, быть куплена, вырвана или принесена в жертву, ею оборачивались звезды. Являясь частью божественного, душа могла самостоятельно существовать, действовать (инг. сакхет досл. душа ударяется, смысл.: понимает, 38 Туманов К.Д. О доисторическом языке Закавказья. Из материалов по истории и языкознанию Кавказа. Грозный, 2011. С. 46, 50. 18

Сущность человека (инг. саг), по представлениям предков ингушей, состояла в синтезе двух начал – высшего, связанного с его душой и светом (инг. са) и низшего – крови (инг. цIий), связанного с телесной сущностью человека. Представление о наличии двух составных частей человека – видимой телесной оболочки и души – позволяет говорить об их двойственной природе. «Свет и душа вайнахов обозначаются одним термином “са”. “Са” – это свет, который составляет всю духовную жизнь человека, а“цIий” (кровь) организует его материальный облик… “Са” вообще есть признак и причина жизни и перемены состояний, в том числе и в природе…» 563 Об обозначенном принципе двойственности свидетельствует и понятие о тараме (досл. похожий / схожий): «он живет там, где его хозяин, и бывает такой же на вид, каков и хозяин. Все, что происходит с человеком, в том же виде отражается и на его тараме; если заболеет человек, то болеет и тарам его; если за ним люди ухаживают, то этим самым одновременно ухаживают и за его тарамом; умирает человек, вместе с ним умирает и его тарам; если он (человек) женится, то и тарам женится на тараме жены своего хозяина…» 564 Второе прочтение представления о тараме, зафиксированное Б.К. Далгатом, показывает его как духа – покровителя дома: «не может быть никакого сомнения, что этот домашний дух – не кто иной, как предок», которому «в прежнее время приносили жертвы, ему поклонялись и почитали». 565 Само понятие «душа» (инг. са) в ингушском мировосприятии обладает огромной смысловой наполненностью. «В ингушском языке это слово многозначно: “свет”, “душа”, “угол”. Со словом “са” связаны слова “са тассар” – “рассвет”, “са довр” – “закат”, “сайре” – “вечер”, “сагар” – “зажечь”». 566 «Са» на нахских языках означает также «земля», 567 «страна», «центральный угол». Идентичное корневое «са» наблюдается и в названиях каменных сооружений горной Ингушетии – «селиньги», сооружаемых в честь людей, убитых молнией. Селиньги считались божественными и представляли собой каменный столб с нишей для поминания. Они считались божественными, так как были убиты богом грома Селой. Название надгробных сооружений селиньги и имя ингушского бога грома, молнии и войны Села имеют один корень «се» идентичный значению слова «са» – душа. 568 Любопытно, что аналогичное представление о «са», как божественной жизненной субстанции, мы находим в египетской мифологии. Так, Уоллис Бадж пишет: «Египтяне верили в то, что каждый бог обладает такой магической силой, которая называется “Са Жизниˮ или “Са богаˮ». 569 В ингушском языке присутствуют многочисленные устойчивые выражения, которые четко иллюстрируют представления о разных уровнях души. Так, например, выражения «са тассад» (досл.: разбросать душу; смысл.: ранний рассвет), «сабелгалдаьннад» (досл.: дпризнак души появился; смысл.: предрассветный момент), «са дайнад» (досл.: душа потерялась; смысл.: повечерело) и др. однозначно говорят о жизненной силе бога, о его душе, которая проявляется в окружающей природе. Второй уровень – это собственно душа человека, которая составляет его сущность, по сути наполняющая человеческую оболочку качественным содержанием («садар» – досл.: имеющий душу, смысл.: мой, отважный; «ситIара ваьнна» – досл.: от души ушел, смыл.: развязный, нагловатый; «сагIовздаьннад» – досл.: душа восстала против, смысл.: беспокойный, во все вмешивающийся; «садаьнна» – досл.: закончив душу, смысл.: умерший; «садехкка» – досл.: продав душу, смысл.: отчаянный; «саденна» – досл.: душа омертвела / отдана, смысл.: мужественный, бесстрашный; «сина кIоарьгал» – досл.: глубина души, смысл.: глубоко мыслящий и др.). При этом само понятие «душа» в представлениях ингушей не только формировало особенности человека, но и обладало способностями самостоятельно действовать: «сакъерд» – досл.: душа резвится, смысл.: веселится; «саготду» – досл.: душа суживается, смысл.: переживает от души, чересчур, «са хьувдз» – досл.: душа крутится, смысл.: беспокоится, предчувствует; «са гIорттадаь» – досл.: упершись душой, смысл.: (делается) что-то сверхсильное; «сакхет» – досл.: душа ударяется, смысл.: понимает, глубоко разбирается и т.д. Необходимо выделить момент ограниченности деятельной сущности человеческой души. Соотношение выделенных уровней в представлениях предков ингушей показывает приоритет божественного участия в жизненной силе человека. Так, душу в человека вкладывали, она могла закончиться, быть куплена или вырвана («са чуделлад» – досл.: душу посадили, смысл.: оживить; «са даьннад» – досл.: душа закончилась, смысл.: смерть наступила; «са ийцад» – досл.: купить душу, смысл.: смерть наступила; «садаьккхад» - досл.: душу вырвали, смысл.: убили и т.д.). В данном случае действия над человеческой душой совершаются божественной силой, именно частичка жизненного «са» Бога, вложенная в человека, оживляет его. Человеческая душа как вкладывалась, так могла быть и принесена в жертву («синнел» – жертва / жертвенник; «синнел тIа ваъа хьо» – досл.: пусть тебя съедят на жертвеннике; «сард» – досл.: покрошить душу, смысл.: проклинать и т.д.). Отметим, что душа в ингушских представлениях имела форму круга, границы которого определяло так называемое «тело души» (инг. «сана / сина гуо / гом» – круг души). Согласно К. Юнгу, символы круга и четверичности  это те образы, «которые издавна употребляло человечество для выражения целостности, полноты и
совершенства».

Ингуш.язык са: душа. свет, зрение, жизнь, угол
Ингуш.язык саде1а: дышать
Ингуш.язык сада1а: вздохнуть
Ингуш.язык сада1ар: дыхание, отдых, досуг
Ингуш.язык садала: умереть
Ингуш.язык садала: букв. быть на гране жизни
Ингуш.язык садаккх: вздохнуть(тянуть душой)
Ингуш.язык садаккх: умертвить(вытащить душу)
Ингуш.язык сад1ахецар: выдох(букв. выпуск света-души)
Ингуш.язык садоаржар: рассвет(букв. разброс света)
Ингуш.язык садеӀар: дыхание
Ингушский язык саде1а: дышать, отдыхать
Ингушский язык саде1а: 1 печальный |ая|, 2 с ущемленной душой,т.е. обиженный.
Английский язык sad: печальный
САДИЗМ
Садизм (назван по имени французского писателя маркиза де Сада, описавшего его) — в широком смысле — склонность к насилию, получение удовольствия от унижения и мучения других. Понятие «садизм» впервые введено в научный обиход Крафт-Эбингом в изданной в 1886 году монографии «Половая психопатия» («Psychopathia sexualis»).

ИНГУШСКИЙ ЯЗЫК садетта: букв. доить душу| - терпеть, терпеливо переносить
ингушский язык садеттам: терпение, воздержание |другой вариант термина сатохам|б||.
чеченский язык садеттар(sadеttar): стойкость, выдержка, самообладание, терпение
Отсюда
СЕДАТИВНЫЙ
Седати́вные средства (через фр. sédatif от лат. sedatio — «успокоение») или психоле́птики — химически разнородная группа лекарственных веществ
Tags: akievgalgei
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments