Ислам (akievgalgei) wrote in anti_fasmer,
Ислам
akievgalgei
anti_fasmer

ИНГУШСКИЕ ЗНАКИ

медная маска ингушской богини Тушоли

ПРОИС-Е СЛОВ ТАМГА ТАМОЖНЯ,ХАРАКТЕРИСТИКА,БЕЛЬГИЯ, КОММУНИКАЦИЯ,КОМПЬЮТЕР, КОММЕНТАРИЙ,ФЭЙС,СЕМАНТИКА, СИМВОЛ,ХИРОМАНТ,МИНИНГИТ,МОНЕТ
Слово «таможня» произошло от тюркского (казахского, татарского) слова «тамга», означавшего у кочевых народов Средней Азии клеймо, которое

обычно ставилось на различные предметы в качестве знака собственности.

Др.-русск. тамъга - Новгор. I летоп., под 1257 г., полоцк. грам. 1405 г
Монгольский язык тамга: клеймо
Ингушский язык тхьамаг1а: развод, пятно, размытость,черта, линия
тхьамаг1: 1 знак, 2 клеймо, 3 признак
тамаг1: помарка, клякса, 2 темная полосана белом фоне.
там: выкуп (вносимый кровниками при примирении)
там: почет, уважение
тамберг: приличный, подобающий

тамаг1а: печать, штамп, родовой знак, 4 личное клеймо
тоамг1а: 1деньги, даваемые гостем детям хо-зяина дома для покупки угощений

ГЕРБ ИНГУШСКОГО ТЭЙПА ЙОВЛОЙ

ТАМГА ТЭЙПА ЙОВЛОЙ

Ингуш.язык сыз|д|| - черта, линия
сизал: прочность, отметка, пометка
сизарг1а: чертеж.
сизарг1ал: черчение
сизберд: 1 изрезанный берег, 2 изъеденныймельничный жернов.
сизгиа: полно-луния и новолуния.
сизигий: последовательность, очередностьсразу одно за другим.
Древнегреч. язык sizygia, сизыгиа: соединение, пара
Чечен.язык сиз(siz): линия, черта
пример: сиз хьакха – провести черту
сизалг(sizalg): черточка, дефис
сизан(sizan): линейный
сизар(sizar): линейка
Английский язык size: размер

Ингуш.язык хьарак: знак,черта,метка
хаттара хьарак: вопросительный знак
оттадаь хьарак: пометка
хьаракдер: помечающий, клеймящий
Чечен.язык знак(x’a’rk): хьаьрк
пример: знаки препинания – сацаран хьаьркаш

сацар-хьаьркаш(sacar-x’a’rkas,): знаки препинания
цхьанахьаьркан(cx’anax’a’): однозначный
восклицательный знак(aydar-x’arq’): айдар-хьаркь
Нивхский язык ӽар̌ӄавд: царапать
Спартанский язык χαρακτήρ: чертить,клеймить
Отсюда ХАРАКТЕР(ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ) И ХАРАКТЕРНЫЙ, И ХАРАКТЕРИСТИКА
Происходит от др.-греч. χαρακτήρ «черта, знак, примета» (первонач. «чеканщик»), из χαράσσω «царапаю, мечу, клеймлю», затем — в абстрактных значениях. В ряде европейских языков слово заимств. через лат. character. Русск. характер — первонач. со знач. «должность» — начиная с Ф. Прокоповича. Заимств. через.

Ингушский язык белгало: знак, пометка, примета, черта (признак)
белггала: обязательно, именно (как раз)
белгалдаккха: приметить
белгалде: означать, приметить
белгадагро: |белгдагро, белгдагрий| слежение

белгаза: 1 неопределенный, 2 неопределенно, 3 без признаков.
белгал доаца: неизвестный
Чечен.язык билгалдала(bilgalda:la): определиться, стать ясным, определенным

билгалдалар(bilgalda:lar): определение
билгалдаха(bilgalda:xa): примечать, определять
билгалдаккха(bilgaldakkxa): приметить, определить
билгалдаккхар(bilgaldakkxar): примечание, определение
билгалдан(bilgaldan): приметить, примечать, отметить, отмечать
билгалдийла(bilgaldiyla): определяться, становиться ясным, определенным

билгалдоцу(bilgaldo:cu): неопределенный, неизвестный
билгалза(bilgalza): неопределенный
пример: билгалза саттам – неопределенное наклонение
билгало(bilgalo:): признак, примета, отметка, метка
билггал(bilggal): точно, определенно, нсомненно, наверняка
синбилгало(sinbilgalo): проблески рассвета
Татарский язык белгелеме: определение, метка
Татарский язык билгелеу: помечать, определять

Татарский язык белгече: знаток
Татарский язык билге: метка, пометка, знак
Бе́лги (лат. Belgae) — группа племён, вероятно, смешанного происхождения, родственных кельтским и германским племенам, содержащих значительный германский компонент, представленный выходцами с территории Ясторфской археологической культуры. Белги населяли Северную Галлию
Бельгия Этимология От лат. Belgium, от Belgae — лат. названия племени белгов, проживавших на территории современной Бельгии в начале нашей эры.

Ингуш.язык фост: знак, клеймо
фаст: вид, внешность
фост даккха: 1 сделать пометку, отметит, 2 поставитьсвою метку на тело животного или птицы, за-клеймить.
фост дяккха: 1 отмеченный, помеченный, 2 заклеймен-ный.
азфост: личное клеймо

фост - метка
фост даь бежан - животное с меткой
Чечен.язык васт(vast): вид, внешность, образ
метка, тавро, клеймо (надрез уха у мелкого скота)(host): х1ост
Ингуш.язык фос: добыча, трофей
Шотландский язык faic: увидеть
Ирландский язык feic: видеть
лат. facies «наружность, внешность; лицо, лик», из праиндоевр. *dhē- «делать». Англ. face — примерно с 1290 г., заимств. через ст.-франц
от ингушского ФОСТ: метка,клеймо

арумынский язык fatsã: лицо
венетский язык fasa: лицо
шведский язык fjäs: лицо

французский язык face: лицо
английский язык face: лицо
испанский язык faz: лицо
итальянский язык faccia: лицо
каталонский язык faç: лицо
Отсюда ФЭЙСБУК

Ингуш.язык хоам: знак (сигнал), известие, объявление
хоам: 1 сообщение, 2 уведомление,
3 сведение, знание, 4 чувство,ощущение, 5 прогноз, предвидение, 6 объяв-ление.
хоам бе: объявить

хоам бе: |гл. ф. от бе - делать| - 1 сообщить, известить, объявить.
хоамбий: указательный |информирую-щий| знак.
хоама бийса: священная ночь познания свое-го предназначения в жизни и своего небесногоимени во сне, пребывая в пещере познаниясутки, а то и несколько суток, т.е. до тех пор,пока не явится сон определения жизненногопути.
хоама-сакъердам: зрелище
хоамаште: сведение |цун хоамаште дига - до-вести до его сведения|.
хоамбегремма: телеграмма
хоаментаре: информация
хоаментаредер: информатор

хоамките дига: |гл. ф. от дига вести| - 1 ввести в книгулетописи, 2 свести в учебник
хоамманкхе : средство связи,связь.
хоампа: тайная |закрытая| информация.
хоамплат: заговор.
хоамрал: предупредительный сигнал обопасности |у людей животных, птиц|
хоамэцар: |юр| - снятие |взятие| показаний

хьалххе хоам бе: предупредить (кого, что)
дега хоам: ощущение (чувство)
синхоам: интуиция.
Чечен.язык хаам(xaam): знание, сведение
хаам(xaam): сообщение, уведомление
хаам(xaam): сигнал
пример: хаам бан – дать знвть
хаамбар(xaambar): сообщение, уведомление, извещение
хаамбийриг(xaambiyrig): уведомляющий, сообщающий, объявляющий

хаамбинарг(xaambinarg): уведомивший, сообщивший, объявивший
ОТСЮДА КОММЕНТАРИЙ, КОММУНИКАЦИЯ, КОМПЬЮТЕР
Ингуш.язык хоамбейтор: сообщающий, уведомляющий, знающий, сигнализирующий
Ингуш.язык хоам+бэйтер: сообщение, информацию передающий
хоам+боттер: информацию загружающий
байт: двухстопный стих


Ингуш.язык така: линия, черта (линия)
такилг: черточка
таки: 1 изограф, писец в прошлом, 2 |в| - имя муж.
такхо: тащить |гл. ф. от такха - ползти|.


Ингуш.язык мугI: линия (ряд), полоска, ряд, строка
муг1рерий: |муг1рерахо|в,е|| - рядовой, на-ходящийся на уровне рядового.
зий-муг1: выделенная строка, курсив.
меттмуг1рыж: 1 полосы на спине бурундука, 2 |е| -бурундук.
Аварский язык мухъ: линия
Аварский язык мугъ: спина

Латышский язык mugura: спина
Литовский язык nugara: спина


Ингуш.язык хатт: талия, линия талии, сборка (одежды)
Венгерский язык hát: спина

хат1: почерк
Ингуш.язык хат1 |д|| - 1 почерк, 2 стиль пись-ма, 3 |иногда| - линия.
Кабардинский язык хъэтI: почерк
Таджикский язык хат: почерк
Турецкий язык hat: линия
Французский язык haut: верх

хата-някъан: хатаевы, род, фамилия в ингушетии.
хататаевар: фамилия в чечне.
хаткхаба: 1 |букв. кормилец линий| - эпитет счетчика дней, которые он считал, нанося ри-ски |линии| на грань специальной палки, 2 зна-ток календаря.
хаттет: |математ. от хатт|д|| - катет.
хаттета хат1: |математ| - линия катета
хатт-оаг1о: |математ| - боковая грань.
хаттольг: набедренная повязка.
хатт-увзо: |математ| - гипотенуза.
ахат: борозда

Катет. Греческое слово kauetoz означает “опущенный перпендикуляр”, “отвес”. ... Термин образован от греческого слова upoteiuw- “натягивать”; буквальное значение слова upoteiuosa- “натянутая”, происходит от способа построения прямоугольного египетского треугольника с помощью натягивания веревки.

Ингуш.язык дарж: степень, чин
Сомалийский язык darajo: шеренга


Ингуш.язык зем: указатель
зем: наблюдение, контроль, опыт
зем бола: опытный

земалхо: наблюдптель, надзиратель,
земанте: показ
зем бе : |глаг ф от бе - делать| - обратить внимание
земгар: выставка
земтассар: реагирование
земтох: |букв выводящая для обозрения| -1 киносъемка, 2 фотографирование.
земсеттолг: фантазия
земсетхо: фантазер

талонне-зем: таможенный контроль
Венгерский язык szem: глаз
Горномарийский язык сам: глаз
Мансийский язык сам: глаз
Английский язык seem: казаться
Английский язык seemingly: по-видимому
Отсюда СИМВОЛ
английский язык symbol: символ, знак
Древнегреческий язык semantikos: обозначающий
от ингушского яз. земанте: показ
Отсюда СЕМАНТИКА
СЕМАНТИКА
Сема́нтика (от др.-греч. σημαντικός « обозначающий») — раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка

Ингуш.язык лоадам: значение, важность, значительность
лоадам-болуш: значительно
лоадамберг: значительный
лоадам боаца: несерьезный
(незначительный)

Белорусский язык ладам: чинно, порядком, строем

Ингуш.язык ма1ан:смысл, значение
ма1ана: смысловой,значимый
ма1андэйт: дать значение
ма1андэйтар: анализировать

ма1анди: истолкуй
ма1андр: объяснение
ма1анду: объясняю
ма1андир: объяснеющий
ма1антегам:рассуждение, логика;
Древнегреческий язык manteia: гадание

Готский язык mаn «полагаю», munan «думать, вспоминать»
немецкий язык meinen: думать
Древненормандский язык carrier «нести, везти»/ ингуш.язык каррахьйер: нести в руках
Древнегреческий язык cheir: рука
Ингушский язык кер: ладонь
ингушский язык кара1ама: приручиться
Отсюда ХИРОМАНТИЯ


Чечен.язык смысл, значение, сущность, суть, (ma’jna): маь1на
пример: сделать вывод – маь1на даккха
смысловой, значимый(ma’jnin): маь1нин
Английский язык meaning: значение
Шведский язык mening: значение
mean [миин] (англ.), meinen [майнен] (нем.), mena [мена] (шв.) – подразумевать, означать, иметь ввиду;
mente [менте] (ит.), mind [майнд] (англ.) – ум, разум, сознание; remind [римайнд] (англ.) – напомнить, напоминать; gemynd [гемынд] (арх. англ.) - память; мысль;
mintis [минтис] (лит.) – мысль, суждение;
μανθάνω [manθano; манθано] (гр.) - учусь, замечаю, понимаю;
Мента, Menta — римская богиня разума, тождественная греческой Метиде;
Ментор, Mentor, Μέντωρ — друг Улисса в Одиссее, оставшийся заботиться о доме Улисса в Итаке; досл., «воспитатель, наставник»;
Монета, Moneta (Юнона) — советница, наставница, от латинского «предупреждать», в ее храме на Капитолийском холме печатали монеты.
meenu(ma), meenu(da) [мену(ма), мену(да)] (эст.) – вспоминаться; meenuta(ma), meenuta(da) [менута(ма), менута(да)] (эст.) – напоминать, вспоминать, помянуть; meenutus [менутус] (эст.) – вспоминание, припоминание, воспоминания;
мнить, мнение; память, помнить, поминать;
ОТСЮДА МИНИНГИТ, МОНЕТА

Ингуш.язык иъ-миъ: двусмысленный намек
Свидетельства тотемизма сохранились в топонимике И.- названиях сел в горной части республики: Эрзи (орел), Акх-Борз (дикий волк), Овлург (ягненок) и т. д. Особо почитались у ингушей медведь, волк, олень, кабан, орел, удод, ласка и др. По мнению кавказоведа Е. И. Крупнова, одним из самых почитаемых животных у ингушей был олень: его рога вывешивали над домом и помещали в комнатах в качестве оберегов. Не меньшим почтением пользовался волк: встретить его означало счастливую дорогу. Похвала «Он храбр как волк» являлась высшей оценкой муж. доблести. С птицами у ингушей были связаны различные поверья, поэтому мн. орнитонимы вошли в именослов. В фольклоре птица является воплощением чистоты и доброты. Священной птицей считали удода - с его появлением связывали начало весны, зарождение новой жизни. Среди ингушей был широко распространен культ благодатной птички - голубя (фаьра хьазилг). Анимизм у ингушей был связан с почитанием местных гор (Мят-Лоам (Столовая), Беш-Лоам (Казбек) и др.), священных рощ, пастбищ, скал, камней, рек и водопадов. В системе верований ингушей значительное место занимал культ домашнего очага. По представлениям вайнахов, домашний очаг - место священное, он неприкосновенен. Не только сам очаг, но и очажная цепь, огонь, зола и сажа на потолке считались священными. Чем больше котлов насчитывалось в тейпе (родовой общине), тем сильнее и почетнее он считался. До наст. времени одно из самых страшных проклятий звучит как: «Пусть погаснет очаг твоего отца». Название дома по-ингушски соответствует словам «огонь» и «очаг».
зарисовка статуэтки из храма Тхаба-Ерды
Склеп (малх-каш) на территории Государственного природного заповедника «Эрзи». XII в.

Магия в системе религ. представлений ингушей, как правило, была связана с хозяйственной деятельностью. Так, напр., в засуху ингуши прибегали к обряду мистагударг, суть к-рого заключалась в вызывании дождя ряжеными в окружении детей и подростков. Их гоняли по селу, обливая водой. Магические действия применялись в животноводческой деятельности, охоте, ремесленном производстве, лечении. Местные знахари использовали обереги и амулеты из рогов и зубов диких животных, т. к. ингуши верили, что человеку можно нанести вред словом или взглядом. Вредоносная магия использовала обувь, кусок одежды намеченной жертвы, изображение, обрезки ногтей и волос. Отсюда появились 2 основных выражения: «обида» (хьам) и «сглаз» (бIарьг). Для лечения этих «болезней» сохранился обряд, суть которого в том, что женщина замеряет кусок материи (локоть) и, произнося имя «больного», читает специальную молитву языческой богине Села Сата. Если размер «локтя» увеличивается, то, значит, у человека «сглаз» или «обида». Большое распространение получила любовная приворотная магия. Она включала в себя действия, имеющие целью приворожить любимого человека или мужа: гадания, угощение ослиным мясом, вшивание в одежду заклинания, языка ящерицы и т. д. Особенно было распространено гадание на бараньей лопатке и камешках. Поверья, магические обряды и формулы систематизировались в «звездных книгах» (седкъа жайнаж). Их содержание хранилось в тайне от непосвященных и толковалось астрологами-ведунами (хьежа нах), которых наделяли загадочной колдовской силой. Кроме того, древние ингуши верили в существование злых и добрых духов. Они считали, что у каждого человека есть свой дух, охраняющий его,- двойник, дух-хранитель (тарам). Духа болезней называли «мать болезней» (уна-нанильг). Ее представляли женщиной невзрачного вида с котомкой за плечами. Существовали заговоры и обряд хваления болезни (лазар хьестар), к-рый сопровождался песнопениями, танцами, жертвоприношениями.
У ингушей существовал обряд посвящения в мужчины, когда испытуемый юноша для превращения в мужчину должен был поднять «черный камень»: «Он (черный камень) постоянно хранился в святилище на Цей-Лоаме, откуда жрец выносил его только в дни состязаний» (см.: Базоркин И. М. Собр. соч.: В 6 т. Магас, 2001. Т. 1: Из тьмы веков).


Умерших хоронили не раньше 3-4-го дня после смерти, будучи уверенными, что дух умершего 3 дня остается у тела на земле и лишь потом отходит вместе с погребенным телом или в могилу (более раннее верование), или в подземный мир. Покойника одевали в чистое новое платье и в полном вооружении, с шапкой на голове опускали в могилу. Возле него в яму ставили штоф араки и клали 3 лепешки, чтобы усопший по дороге на тот свет ни в чем не нуждался и мог сделать кому следует подарки. Потом подводили к могиле коня в полном убранстве и конец узды давали в руки покойнику. Коня 3 раза обводили вокруг могилы, причем один из стариков читал молитву, посвящая коня покойнику.
Божества разделялись по степени значимости и распространенности их культов на общеплеменные, региональные, сельские и фамильно-семейные. Пантеон возглавлял ингуш. Дала (Дела, Даьла) - демиург, создатель всего сущего: он создал небо и землю и все, что на ней
ЦIув - один из позднейших основных богов; Села - бог грома и молнии, отсюда «селаIад» - «лук Села» (радуга); Сигал - бог неба; Сата - дочь бога Села (Села Сата), иволга - покровительница невест, помогающая нахскому Прометею (Пхьармату) похитить огонь у отца; Тушоли - богиня деторождения, кумир женщин; Гушмали - один из богов; Хи-нана - мать воды; Елта - покровитель хлебов и охоты; Фурке - богиня ветров; Ерд - один из богов; Аза - дочь солнца (по др. источникам, мать солнца и покровительница всего живого на земле), она чествовалась 2 раза в год, в дни зимнего и летнего солнцестояния; Кинч - мать луны, однако культ луны не был столь популярен; богиня вьюг Дардза-нанильг считалась матерью «7 сыновей», которые являлись звездами из созвездия Большая Медведица; Елта - бог охоты и злаков, сын бога Села, покровитель охотников и диких животных, часто принимает облик белого оленя.

Одним из основных мест отправления языческих культов на территории И. была Столовая гора. Там располагались 3 языческих святилища, посвященные 3 «патронам» И.: Мятцели, Мятер-Дала и жен. божеству Сусон-Дала. Гора считалась священной: ввиду природных условий она преграждала путь в горную И. холодным ветрам. В день летнего солнцестояния на Столовой горе устраивался праздник в честь 3 божеств. Жители И. и соседних регионов (Хевсурети, Мохеви, Осетии, Тушети) поднимались на гору с жертвенными животными и возносили молитвы Мятцели и др. божествам о здоровье и благополучии в сельскохозяйственных делах. Последним жрецом И. был Элмарз Хаутиев, проживший 157 лет,- он выполнял свои религ. обязанности до 20-х гг. XX в. (см.: Мужухоев М. Б. Проникновение ислама к чеченцам и ингушам // Археол. памятники Чечено-Ингушетии. Грозный, 1979. С. 51).

Ингушские башни — уникальные памятники средневековой ингушской архитектуры, представляющие собой монументальные жилые, оборонительные, сигнально-сторожевые и наблюдательные каменные сооружения, расположенные преимущественно в Джейрахском, а также в Сунженском районах Ингушетии.

Башенное строительство на Северном Кавказе ученые полагают зародилось еще в древности, связывая его с остатками мегалитических циклопических жилищ (согласно датировке ингушских исследователей — II—I тыс. до н. э.), найденных на территории древнеингушских селений Таргим, Хамхи, Эгикал, Дошхакле, Карт и др.[1]. В Средневековье наступает период возрождения башенной культуры Северного Кавказа, феномен которой, как считают исследователи ярче всего проявился в горах Ингушетии, получившей наименование «страны башен»[2][3][4]. В настоящее время только боевых башен в горах Ингушетии исследователями выявлено и учтено более 120[5]. Многие исторические места и памятники остаются не изученными из-за труднодоступности и в связи с различными ограничениями, связанными с пограничной зоной.

Проблемными также остаются вопрос датировок башенных сооружений, они варьируются от XIII—XIV вв. до XVI—XVII вв[6][~ 1], а также вопрос их сохранности. Значительный вред башенной архитектуре ингушей был нанесён в результате карательных экспедиций царских времён, а также в период депортации ингушского народа 1944—1957 гг.: почти половина её объектов была уничтожена.
Каменные башенные постройки существовали у древнеингушских племён Северного Кавказа конца II-I тыс. до н.э. Сохранившиеся в горной Ингушетии остатки мегалитических циклопических построек из крупных каменных плит и блоков расположены у древних башенных городов-поселений Таргим, Хамхи, Эгикал, Дошхакле, Карт и др. Циклопические постройки из сложенных без раствора больших камней ученые склонны относить к весьма отдаленным временам, вплоть до времен неолита.

В горной зоне Ингушетии на территории современного Джейрахского района располагалось около 150 населённых пунктов. Все они состояли из комплексов каменных жилых башен, за редким исключением в каждом из них имелись полубоевые и боевые башни. Многие селения представляли собой укрепленные замковые комплексы, включавшие в себя одну или несколько боевых и полубоевых башен, объединенных высокими оборонительными каменными стенами с жилыми постройками[2]. Боевые башни, имеющие строгие гармоничные пропорции, сочетающиеся с крепостью стен, достигают у основания толщины около одного метра, и наглядно демонстрируют высокий уровень развития средневековой ингушской архитектуры. В то же время они – иллюстрация своей эпохи, повседневностью которой являлись война и борьба за выживание. Постоянное отражение внешних агрессий, внутренние междоусобные столкновения, а также само географическое расположение на перевальных путях из Закавказья на равнины Северного Кавказа – все эти обстоятельства, вынуждали ингушей строить крепкие каменные дома-крепости.
По своей внешней форме эти поселения напоминали небольшие «средневековые города», в которых была единая политика, во главу которой были поставлены интересы «свободных и равноправных горожан». Эти интересы были превалирующими во всех отношениях с внешним миром и ограничивались лишь интересами соседей – таких же, расположенных рядом, «поселков-городов». В каждом таком поселении был избираемый старший («градоначальник»), которому беспрекословно подчинялось местное население. Горные ущелья, в которых группировалось до нескольких десятков средневековых поселений, так же являлись своеобразными «федерациями городков-поселков» со своими отличительными чертами и особенностями. Как правило в каждом таком ущелье был свой политический центр наподобие столицы, который обыкновенно являлся и самым крупным населенным пунктом ущелья, расположенным в самом выгодном в стратегическом плане районе, контролирующем перевальные пути[~ 2][16].

По мнению исследователей ингушские башенные постройки заметно выделяются среди башен соседних народов своим изяществом и обилием мелких деталей архитектуры, выполненных в камне кормушек для коней, вмонтированных в стены и заборы; камней – коновязей, выступающих наподобие катушек; наличием над окнами каменных навесов – козырьков и др. Все это придает башням ингушей живописность[17]. Также важным отличием ингушских боевых башен от других кавказских башен является их значительная высота по отношению к основанию — 10:1
Строительство ингушской башни обставлялось торжественно, оно сопровождалось различными ритуалами. Первые ряды камней обагрялись кровью жертвенного животного.



Строительство ингушской башни нужно было обязательно закончить за один год (365 дней).
Каждый этаж боевых башен имел свои определенные функции. Одним из первых попытался дать характеристику этим функциям архитектор И.П. Щеблыкин, который писал: «первый этаж предназначался для пленников, второй — для стражи и защитников, третий и четвертый — для защитников и семьи, а пятый — для наблюдателей и семьи»[34]. Первый этаж служил тюрьмой для пленников и хранения сельскохозяйственных припасов, для этого они оборудовались специальными конусовидными каменными «мешками» — отсеками по углам башни[35]. В него можно было попасть только через квадратный лаз со второго этажа.
Вход в башню обычно располагался на уровне второго этажа, что в том числе лишало потенциальных врагов возможности применения тарана.

Он представлял собой сводчатый дверной проем, закрываемый изнутри прочными деревянными ставнями и запираемый на деревянный брус, который вдвигался в толщу стен. И только некоторые башни, расположенные в труднодоступных местах, имели вход на первом этаже.

Второй этаж служил жильем на случай осады. Над ним, так же как и над верхним этажом, строились каменные перекрытия в виде сомкнутого (четырехстороннего) ложного свода стрельчатого очертания. Такое перекрытие, в отличие от деревянного, нельзя было поджечь, если осаждавшие врывались внутрь, а осажденные запирались наверху[36]. Так же они были предназначены для усиления сейсмостойкости башни, так, завершая второй этаж прочным каменным сводом, усиливавшим собою все четыре стены, он становился дополнительной опорой для последующих этажей.

Обычно у входа в башню имеется оттиск ладони — руки мастера, возводившего здание. Оно являлось своеобразной гарантией прочности творения зодчего, что и подтверждено временем – башни пережили своих создателей на много веков.

На многих башнях высечены рисунки–петроглифы. Среди них знаки, напоминающие буквы, рисунки в виде крестов, спиралей, свастик, солярных кругов, изображения предметов быта и вооружения. На башнях также изображали символы рода.

Башенное строительство Ингушетии, яркое наследие древней материальной культуры, уникально как на Кавказе, так и во всем мире. Ингуши как этнос ментально неразрывно связаны со своей башенной культурой.
Tags: akievgalgei
Subscribe

  • Хочу я всех мочалок застебать. . .

    Стеб. Стебаться Стебать. В совремееном, примерно с начала 80х - Иронизировать, Произвести впечатление. Насмехаться. Веселый пустой треп. И т д.…

  • Кто такие Жрецы и почему они жрецы.

    Задумались когда то люди : как сделать то, что не в человеческих силах, а надо. дождь вызвать к примеру, чтоб посевы не сгорели. И придумали - надо…

  • Кто куды ?

    Кто -кто ? Дед Пихто! Что в имени вам его ? А мне вот отчетливо слышться что то финское- эстонское. Чухонский такой дед. А Куды ? На кудыкину…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments