Дагот Ур (akievgalgei) wrote in anti_fasmer,
Дагот Ур
akievgalgei
anti_fasmer

Category:

ЧЕРТ ПОМОГАВШИЙ СТРОИТЬ ФАМИЛЬНЫЕ БАШНИ ИНГУШЕЙ МАТИЕВЫХ

я нарисовал в 16лет

Ингуши Матиевы запрегающие Черта помогать им строить Башни Матиевых (выходцы из Хьарп)
Легенда о том, как Матиевы запрягли черта записана Б. Далгатом и приводится в известной книге "Легенды и мифы вайнахов".


А. ХАШАГУЛЬГОВ

Истоки
"Сигала г1олла дода кема - Хьарп - Матнаькъан г1ала дехка юкъе!"

Менее чем километр от села Духьаргашта, на склоне горы Маьтт-Лоам, находится башенный комплекс Хьарп, откуда вышли предки Матиевых
(матиевы, род, фамилия в ингуше-тии.: матий-някъан)
и Амерха-накъан(Амерхановых)
Но сегодня Хьарп безлюден.

Правда, после возвращения из депортации здесь поселилось несколько семей Матиевых. Они любили этот край, дорога была земля предков, хотя жизнь здесь была нелегка.

О своем возвращении из ссылки и поселении в Хьарп мне в свое время рассказывал Матиев Хьусен. Хьусен родился и вырос в горах (незадолго после нашей встречи, Хьусен, к сожалению, трагически погиб). Он тогда сказал:
- Я и сегодня вернулся бы сюда. И не по своей воле я ушел отсюда, - говорил он, стоя у своих родных башен. - Помните, в хрущевские времена по всей стране прокатилась волна укрупнения мелких сел. И под этой маркой наши власти согнали нас с родных мест. И не только нас. В те годы опустели многие горные села Ингушетии.

Вспоминая с горечью произнесенные горцем эти слова, невольно задумаешься, какие только опыты и эксперименты не производила
Советская власть над своими гражданами, и к чему, наконец, они привели.

Хьарп, как мы отметили выше, сегодня пуст. "Сейчас здесь отмечаются только полуразрушенные боевая и 8 жилых башенных строений с различными хозяйственными пристройками времен Средневековья. … У нескольких башен сохранились изящные разнотипные центральные каменные опорные столбы межэтажных перекрытий.

Отличительная особенность жилых башен поселка - наличие на первых этажах многочисленных очень крупных каменных конусовидных "мешков" - отсеков для хранения всевозможных сельскохозяйственных припасов, воды и содержания невольников. На стенах большинства жилых сооружений находятся отдельные линейные петроглифические изображения (крест, круги, человеческие фигуры, рога барана и пр).



… О них (Матиевых, Амерхановых - М-Б. Ц.) и их постройках существует ряд интересных преданий и легенд" (Д. Чахкиев: "Древности горной Ингушетии", стр. 21)

Интересна легенда о - черте - строителе башни Матиевых. Даже его прикосновение к чему-либо приносило несчастье. А тут вдруг становится не разрушителем, как всегда, а строителем башен. Это интересно.
Оказывается и черта можно приструнить и заставить его отказаться от своих бесовских проделок.
Легенда о том, как Матиевы запрягли черта записана Б. Далгатом и приводится в известной книге "Легенды и мифы вайнахов".

Рассказывают о черте-строителе и сами выходцы из Хьарп:
Однажды предок хьарпхойцев был на покосе. Оглянувшись назад, он увидел, что за ним косит деревянной косой черт, который ходит пятками наперед. Он остановился и черт остановился, он сел и тот сел, он начал есть - и тот за ним.
Тогда хьарпхо начал плести из травы веревку. Черт, конечно, последовал его примеру. Горец перевязал веревкой одну ногу, но сделал вид, что перевязывает обе.

И здесь черт ошибся. Вместо одной ноги перевязывает обе. Хьарпхо вскочил, выхватил нож и обрил черту голову. Если удастся черту обрить голову, он не может уйти и покоряется человеку.
Черт упрям и никогда не делает, то, о чем его просят, а наоборот, все делает, что ему запрещают. Черт и говорит своему хозяину: "Хочешь, я пойду, возьму твоего быка, поведу его в Ларское ущелье и оттуда привезу брус дерева маг1иск-оарц? (здесь нужно отметить маг1иск - очень редкое прочное, волшебное дерево).
Или пойду в балку, добуду воды и построю мельницу?"
Хозяин от радости забыл бесовскую натуру и вместо того, чтобы сказать не делай, говорит: "Устрой мельницу, как еще никто не строил". Черт, конечно же, все сделал наоборот, пошел брусом. Иначе бы он не был чертом!
Он и бык впряглись в ярмо, чтобы тащить брус-маг1иск - оарц, но когда они подходили к селу, на подъеме черт совсем выбился из сил. Он стал звать на помощь из близлежащих сел. Но никто, ни из Хьарп, ни из Духьаргашта, ни из Гоуста не отозвался.
Бык, видя, что черт уморился, потянул его за собой к лежащему в стороне небольшому камню.
- Что ты хочешь делать? - спросил черт. Бык ответил:
- Это хороший камень. Может быть, кто-нибудь будет строить башню. Так он пригодится. Я хочу захватить его с собой.




Тогда рассерженный черт сказал:
- Пусть между жителями Духьаргашта и Хьарп постоянно будет вражда!
- Пусть у гоустинцев не будет блюд (для гостей)!
- Пусть ни у одного из животных не будет больше силы в плечах, чем у быка и пусть никогда не растет кустарник больше этого бруса!
После этого черт вошел под камень и скрылся. Говорят, если на тот камень сядет человек, то с ним непременно приключится беда. Так это или нет нам неизвестно. Но известно другое. Оказывается, что и черта можно приструнить и заставить отказаться от бесовских проделок.


матий-някъан: матиевы, род, фамилия в ингуше-тии.
Ингуш.язык мат: |чаще - вяметтигь|е|, яьметтигь|е|| место рождения.
матий: 1 местный, абориген, 2 имя муж.
маткъовлам: карантин.
матовло: |мат-овло|в,е|| - абориген |ка|.
матовва: 1по желанию, 2 так, как будет лучше, прило-жимее, 3 как нужно |хьайна матовва - как тебеугодно (пожелание), хьона матовва - как тебеугодно |как хочешь| (порицание).
матс: имя жен.
матсунт: барьер
маттбарбал: одно из названий углового кам-ня фундамента башни.
матхьуокхий : карта местности.
матхал: |топ| - местечко у с. мужичи ингушетия
муж: 1теплое пойло для скотины, обычно,для дойной коровы, 2 |зимой| - подогретая водадля скотины.

матт: местность
Шумерский язык matt: страна

Ингуш.язык йилбаз: демон
Чудский язык ильбез: зверь,рысь
Саамский язык алббас:рысь
Карельский язык ильвез: зверь
Ингуш.язык йилбыз- баргал : |йилбазбаргал|е|| - чертовы путы |головоломка|.
йилбыз мух: смерч
йилбазговр: стрекоза(букв.конь сатаны
йилбазм1араж: корсет(букв.когти дьявола)
Корсет (йилбаза м1араж) для фиксации позвоночника ингушские лекари делали из деревянных палочек или из медных пластин.
Чечен.язык дьявол(lilbaz): лилбаз
дьявол(yilbaz): йилбаз
дьявол(s,еlja): шел1а
дьявольский(yilbazan): йилбазан
дьявольский(lilbazan): лилбазан
дьявольский(s,еljanan): шел1анан
Tags: akievgalgei
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments