Дагот Ур (akievgalgei) wrote in anti_fasmer,
Дагот Ур
akievgalgei
anti_fasmer

Category:

МЕДИЦИНА ИНГУШСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ


Происходит от лат. medicina «medicina, врачебная наука, медицина», далее из medicus «врачебный, целебный, исцеляющий», далее из mederi «лечить, врачевать, исцелять», далее из праиндоевр. *med- «мерить». ... медицина — впервые у Петра I.

Известный исследователь И. Пантюхов считает, что др.греки в отношении медицины многое позаимствовали у ингушей на Кавказе.
И.Пантюхов в работе "Движение населения у ингушей" (Кавказ, № 7, 1901 г.) пишет: "С давних воинственных времен особенно славятся (у ингушей) хирурги. Кроме искусных перевязок ран и вправления вывихов, смелые ингушские хирурги делают даже трепанацию черепа. Для этого при ушибах и вдавлениях черепа, а иногда и просто при беспокойных головных болях хирурги особенным долотом выскабливают череп до самых оболочек мозга".

МЕДИЦИНА
От ингушского
Ингушский язык мед: 1 собиратель целебных трав,2 имя муж
меда-някъан: медовы. род. фамилия в ингушетии
медда: |гл. ф. от мала - пить| - буду пить.
меди: лечебное средство, нейтрализующеедействие болезни.
медичи: травник
медите: лечение травами.
меди-пада: лечебное дело, лечебная наука
медар: 1 медиум, 2 помогающий людям, ле-карь, 2|в| - имя муж.
медар-някъан: медаровы. род, фамилия в ингуше-тии.

Ингуш.язык тем-бот: лекарь, знахарь, 2 имя муж
тембота-някъан: темботовы, род, фамилия в ингушетии.
андарбий: тот, кто может лечить спазмы, лекарь
андийний: еж|д| болеутоление
андий: грипп |острой формы в отличие от пунч
андер: 1 |мед.| -то, что вызывает спазм |боли|, 2 |матем.|- схождение линий, образующих угол, 3|е|,-ыж|е| - |матем.| - образующая.
сано: повитуха, женский лекарь, 2 | - жрица,ухаживающая за больными, 3 имя жен.
саниба: место для отдыха |лечения|, 2 |д|,-ж|д|- фитолечение, лечение травами и настоя-ми трав
саниба: |топ| - с. в чиасср.
тийбо: |букв. унимающий боль| - лекарь, зна-харь
тибой-някъан: тибоевы, род, фамилия в ингушетии.

Ингуш.язык апидарба: лечение укусами пчел
апи-някъе: цех пчеловодов, отделение пчеловодов в старину
апи-някъан: апиевы, род, фамилия в ингушетии
апи1ане: другое название пасеки.
дарба: лечебное средство
дарбане: целебный
дарбаш де: лечить

Отсюда
Апитерапи́я (от лат. apis «пчела» и therapia «терапия») — область альтернативной медицины, применение продуктов пчеловодства в лечебных целях.

Ингуш.язык зуунгатий дарба : обследование муравьями птиц и животных, прилегших около муравейни-ка на предмет поиска и вынесения паразитов из перьев и шерсти.

Ингуш.язык оаркхола дарба: метод лечения страдающего ревматизмом, его сажали на вы-тащенного из моря ската и он получал сильныйэл|разряд.

Ингуш.язык хирдарба: мануальная терапия | вставление наместо сдвинувшихся позвонков позвоночного столба и др.|.
хирдарбанхо: терапевт, лечащий методоммануальной терапии.

Ингуш.язык ампела дарба: виноградное лечение |по не- котор. данным - лечение от малокровья и пониженной кислотности|

Чечен.язык Хьожайог/у буц (бецаш) й, й, “богородская трава”, или, как ее часто называют, “мята”, употреблялась против эпидемичес­ких заболеваний, ею натирались, бросали в питьевую воду, устилали комнаты и постели (инг. хьаджбуц хьаджбаьцаш) й, й, акк. хьажйагіа буц (бецаш) й, й, кист, хьаджйогіу буц (бецаш) й, й, чеб. хьажуягіо буц (хьажуйго бациш), итум. хьаджягіу буц (хьаджягу бециш) й, й);

Ингуш.язык аьнджолг (-аш) й, й, “трава, альтейский корень”, употребля­ется как отвар для лечения тифа, крапивницы, горячки и др. (итум. /анджулг (-аш) й, й);

Целебные свойства отдельных растений у вайнахов отражены в их названиях:
чов буц» ( володушка) – «трава для ран»;
«н1аьний доха буц» (золототысячник) – «трава для удаления глистов»;
даьтта доккху ба1» (софлор) – «репейник, выделяющий масло» (применяется для смазывания ран);
«хьокхург» Разновидность (лапуха) – «трущий» (средство против заболеваний женских половых органов);
маьлхан буц» - «солнечная трава» (отваривалась и употреблялась против зубной боли и при нарывах);

Ингуш.язык тоамел: вылизывание собакой раны, посленанесения на нее сметаны. по мнению неко-торых стариков - здесь достигается двойнойэффект 1 лечение от сметаны, 2 лечение отслюны собаки.

В ингушской лексике много терминов, используемых в народной медицине: больной (унхо), лекарство (молх), мазь для вытягивания гноя и снятия отечности (маркхал), рана (чов), язва (даIа), исцеление (дарба), лече­ние (дарба де), врач (лор), врачебная практика (лорал де) и т.д.
Были известны повитухи (бер нанильг), кровопускатели (пхьатохар), зубные врачи (церги лор), травники (баьца дарбаш деш саг) и др. Нередко лекари носили белые башлыки, подчеркивая тем самым свои мир­ные функции.
Народная медицина была представлена двумя направлениями: бытовой, когда каждая семья владела элементарными знаниями в лечении, и профес­сиональной, представленной лекарями, владеющими особыми секретами. Почти в каждом селении имелись лекари, знавшие приемы излечения внут­ренних болезней, переломов, кожных, нервно-психологических заболеваний и др. Лекари знали целебные свойства препаратов растительного и животного происхождения и активно использовали их в своей практике.

Человек, стремившийся стать хорошим врачевателем, раньше, весною, в первую среду после новолуния, брал в руки змеиную шкуру и тер ее в ладонях. При этом он приговаривал: «Великий Бог Дяла, пусть мои руки будут целебными». Все это повторялось дважды в последующие две пятницы. Все народные врачеватели проводили такой обряд ежегодно. Мой отец был лекарем и еще мальчиком заставлял меня тереть в руках змеиную шкуру». (В 1977г. рассказал врач Ахмет Сосиевич Куштов; записал И. Д. –в, см.: МЛВ, с. 303).

В 1975 г. от жителя села Олгетти старика Мусы Евкурова записал Шамсуддин Кодзоев.
1«Змея красного цвета» – медянка. Встреча с такой змеею считалось хорошим предзнаменованием и отмечалось небольшим торжеством.

В народной медицине применялось хирургическое лечение. Лекари уме­ли делать сложные операции, лечить огнестрельные ранения, проводить тре­панацию черепа. Перед началом операции дезинфицировали хирургические инструменты с использованием огня и соли.

Особых успехов достигли ингуши в лечении различного рода травм (ушибы, переломы, вывихи и растяжения) и ранений от огнестрельного и холодного оружия. Ингушские лекари проводили такие сложные операции, как трепанация черепа, ампутация и др. Н. Пирогов во время пребывания на Кавказе посещал ингушских лекарей с целью выяснения, каким образом проводились сложные оперативные вмешательства без применения извест­ных медицине того времени анестезирующих средств.

При операции на черепе голову перетягивали жгутом, что сильно умень­шало кровопотерю, вскрытие проводилось по черепным швам. Для этого применялись специальные инструменты, которые чаще всего лекари изготав­ливали сами, в зависимости от направления лечения.

Известен был также инструмент, специально предназначенный для соскабливания пораженных участков (гам - операция называлась - гам хьокхар). Затягивание раны контролировали до выздоровления.

Известно, что такого рода операции проводил Бунхо Точиев из с. Мецхал. Он принимал и лечил тех пациентов, от которых отказывались врачи; в частности, один из последних его пациентов, которому проводилась трепанация черепа - Котиев Исмаил, из того же селения, который прожил после операции еще 35 лет; известно о проведении операции по ампутации ноги жителю с. Гули и т.д.

Лекари умели вправлять вывихи, лечить переломы, накладывать шины (зиппар) на переломы для фиксации. Зиппар делали из дерева и обшивали домотканым сукном из овчины, обмазанной тестом и яичным желтком, при нанесении которых овчина становилась твердой. Корсет (йилбаза м1араж) для фиксации позвоночника делали из деревянных палочек или из медных пластин.

Из этнографического дневника доктора исторических наук Зейнеп Дзараховой.
сайт газеты «Ингушетия»

Опыт народной медицины был предметом внимания исследователей-кавказоведов в ХVIII–ХIХ вв. Искусство горцев-врачевателей отмечалось А. Омаровым [1, с. 20], известным российским хирургом Н. И. Пироговым [2, c. 68], В. Шведовым [3, c. 36], Н. Ф. Дубровиным [4, c. 586] и др.

При головных болях народные лекари широко применяли методы «корта бустар» и «корта озар»-измерение головы, вытяжение и особый легкий массаж .После массажа голова большим пальцем, прижатым к затылку, откидывали голову, назад и давали три глотка воды. Когда нежелательно было делать массаж головы, то среднюю часть большого пальца ставили в рот и вытягивали челюсть.

Также ингушскими лекарями применялся способ «хинж бааккхар» – букв. «удаление гниды». Это прием используется до сих пор в основном женщинами. Лекарь иголкой из-под эпидермиса, обычно со спины вытаскивает маленький кусочек подкожной ткани, скорее – нервное окончание размером с гниду. Эта процедура иногда приносила облегчение, обычно при экземах или лишаях и напоминает современный метод «иглоукалывание».

Ингушские предания свидетельствуют о лечении больных, особенно детей, с помощью животных. Детей больных неврастенией опускали в теплый живот зарезанного животного, в котором он должен был заснуть, что являлось подтверждением его излечения.
Старики рассказывают, что популярный в народе певец Цицкиев Идрис Боскарович, родившийся слепым, не мог ходить по причине своей слепоты. Ему подарили ягненка, который все время лежал рядом с ним и он постепенно вместе с ним научился ходить.

В памяти ингушей сохранились некоторые из врачевателей, облегчавших людям телесные страдания и лечивших их недуги. Это такие лекари, как Бузуртанов Бурсак из Алкуна, Бузуртанов Бунхо Бурсакович из с. Алкун, Дзейтов Берд из с. Цори, Евлоев Берд из с. Йовли, Точиев Бунхо из с. Мецхал, Сапралиев Элберд из Экажево, Хасултанов из Назрани, братья Евкуровы из с. Эрзи, Куркиев Долтако из с. Барсуки, царский офицер, участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., Тотарч Гогатарович Мерешков (1834–1926 гг.) и др. Искусные лекари были в селениях Сурхахи, Плиево, и в других селах Ингушетии, но, к сожалению, не все имена нам известны. Все они были лекарями-универсалами, диагностировали и излечивали внутренние инфекционные, кожные, нервно-психологические и иные заболевания, а также при необходимости хирургическое вмешательство.
Они имели хорошие представления о функциях человеческого организма о его строении, о факторах физического воспитания.

В рукописи Б.А. Чахкиева «Из культурного прошлого вайнахского народа» приводятся примеры, записанные со слов очевидцев, об умении ингушских лекарей делать трепанацию черепа. Особенно отличался умением быстро оказать помощь при вдавленных переломах костей черепа лекарь Бунхо Бузуртанов, использовавший для этого своеобразный специальный вакуум. Однажды один из жителей в с. Алкун, упав с дерева, ударился головой о пень. На его крики сбежались односельчане.
Больного срочно доставили к лекарю Бузуртанову Бунхо Бурсаковичу, который установил, что вмятая кость, соприкасаясь с мозгом, причиняет боль. Необходимо было срочное хирургическое вмешательство. Бунхо взялся за нее. Он разрезал кожу на ушибленном месте раздвинул ее специальным инструментами (морзах – вид пинцета для захвата краев ран) и, оголив черепную поверхность, стал скоблить кость с помощью гама (гам – инструмент для скобления).
Выскоблив ушибленное место черепа, хирург почти обнажил травмированную часть мозга. После этого лекарь взял рог барана, поставив его к ране широким концом, он стал резко высасывать воздух, твердый костяной покров отстал от ушибленного участка мозга. В результате больной успокоился затем «хирург» извлек теплый мозг из только, что забитого козленка, приложил его к свежей ране больного и сделал перевязку. Больной выздоровел.

Второй пример из той же рукописи: «В одном из сражений житель с Мецхал Котиев Исмаил Хусенович, получил кинжальный удар в голову. Раненого привезли во Владикавказ. Осмотрев больного, врачи заключили, что рана пациента несовместима с жизнью. Череп был разрублен на две части – от мозжечка до переднего мозга .За его лечение взялся мецхальский лекарь, хирург Точиев Бунхо. Он проделал сложную операцию. Тщательно очистил рану, мелкие кости из мозга вылизывал языком, вытирая каждый раз язык чистой тряпкой. Затем Бунхо велел зарезать черного курдючного годовалого барана. Отделив часть курдюка, разрезал его на тонкие ломтики, и стал вкладывать в рану. Вскоре Исмаил Котиев выздоровел и прожил после этой операции еще 40 лет.
Горские лекари умели обеззараживать хирургический инструмент с помощью огня и солевого раствора. Был у них специальный фитиль из материи, в которую заворачивали соль, пропитанную маслом. Фитиль зажигали, и инструмент готовили к операции. Выше перечисленные хирургические инструменты перед операцией выдерживали в солевом растворе. Был и другой фитиль – инза (да) из натурального шелка, который вкладывался в заживающуюся рану. В этих целях использовали так же и конский волос (говра-мерз-инг.)

Искусные ингушские лекари, выходцы из народа, по мере своих сил верой и правдой служили делу охраны народного здоровья. Их самоотверженный труд, преданность своему профессиональному долгу, пытливость в приобретении знаний немало способствовало сохранению здоровья народа, особенно в периоды эпидемий и военных столкновений.

М. Б. Долгиева – Вопросы истории Ингушетии. Исследования и материалы. Вып. 5. – Магас, 2006 г

АМПУТАЦИЯ НОГ
Антонов огонь (газовая гангрена) лечился теми же едкими веществами (квасцы, мышьяк и др.) и различными травами. Ампутации ингушские лекари не делали совершенно, а прибегали к сберегательной, щадящей терапии.
Антонов огонь (газовая гангрена) лечился теми же едкими веществами (квасцы, мышьяк и др.) и различными травами. Ампутации горские лекари не делали совершенно, а прибегали к сберегательной, щадящей терапии.

При переломах накладывались шины (зепараштохар) из доски, или жерди, сплетенной из хвороста, или из специально приготовленного на яичном белке теста из муки (белхьам), которое при завертывании превращалось в своего рода кожу.

Н. Пирогов во время пребывания на Кавказе посещал ингушских лекарей с целью выяснения, каким образом проводились сложные оперативные вмешательства без применения извест­ных медицине того времени анестезирующих средств.
Опыт народной медицины ингушей был предметом внимания исследователей-кавказоведов в ХVIII–ХIХ вв. Искусство горцев-врачевателей отмечалось А. Омаровым [1, с. 20], известным российским хирургом Н. И. Пироговым [2, c. 68], В. Шведовым [3, c. 36], Н. Ф. Дубровиным [4, c. 586] и др. О народных лекарях и народной медицине много сказано исследователями, врачами (см.: [5,6, 7]).

ФАРМАКОЛОГИЯ

Фармацевт (греч. pharmakeutēs приготавливающий целебные снадобья, лекарства)
от ингушского:
ингушский язык пхьар: мастер
ингуш.язык пхьармакх: приготовитель лекарств
ингуш.язык пхьармакх: 1 снадобье, 2 медикамент.

ЛЕЧЕНИЕ ЦИНГИ
ингушский язык химякх: хлеб с древесной корой, средство от болезни цинги, хлеб с примесью опилок и трав.

Русский естествоиспытатель, член Петербургской академии наук Петр Симон Паллас (1741-1811) во "Флоре России" писал:

"Собираемые по концам веток молодые сосновые и кедровые вершинки похваляются от всех наших в Сибири промышленников и мореходов как лучшее противоцинготное и бальзамическое средство и составляют в лечебной науке преизрядное от цинготных болезней лекарство".

Ингушский язык аачха:.помощник жреца производившего трепанацию черепа; тождест,- вылизиватель раны при трепанации черепа |с особым усердием и вниманием при работе над вылизыванием мозга|

ЛЕЧЕНИЕ ЧЕСОТКИ ИНГУШАМИ

#чесотка
[У чеченцев и ингушей чесотка считалась заразным заболеванием. Для ее лечения применялись: смесь древесного угля, кислого молока и серы, квасцов и мыла, масла и серы.

Как известно, современное лечение чесотки в медицинской практике связано с применением серосодержащих мазей.

Ингушские лекари больных купали также в воде, куда добавляли золу; кипятили березовый уголь и натирали кожу, отчего она грубела и утолщалась, а затем ее натирали свежим жиром. Для смягчения кожи делали ванны с отваром чемерицы, корней и листьев рододендрона, девясила, чистотела. Корни конского щавеля с кислым мо- локом в виде настоя накладывали на пораженный участок. С этой же целью использовали свежевыжатый сок листьев татарника обыкновенного. Чесотку лечили также мазью, приготовленной из растертого с серой и горячим бычьим салом корня девясила.

При экземах и лишаях применялось "вытаскивание гниды" когда лекарь иголкой из-под эпидермиса с определенного участка кожи вытаскивает маленький кусочек подкожной ткани, скорее нервное окончание, размером с гниду.

Ингуш.язык гирз: чесотка
Ингуш.язык комдар: чесотка
Ингуш.язык пхазувз: мед| - тип чесотки |при болезни печени

ЛЕЧЕНИЕ КОРИ ИНГУШАМИ

Применение имитативной магии мы наблюдаем при лечении КОРИ у ингушей. Для заболевшего корью ребёнка определяли отдельное помещение, на окнах вешали полотно красного цвета. 
Обёрнутый красной материей обруч они ставят на подоконник – на видное для больного место. И так как корь ассоциируется с красным цветом, то считается, что болезнь переходит на красный предмет.
Такие болезни как корь (хьесто-лазар), крапивную лихорадку, золотуху, порчу, также лечили приговорами магического характера. При кори ребенка старались изолировать от всех, вывешивали перед ним материю красного цвета и приговаривали: «Хьо хоза дара аьлашта....
 («Краше бы тебе среди знатных. Лучше бы тебе среди богатых. Не лечить тебя в нашей грязи, в нашей нищете. Как появилась ты среди нас, так по-доброму и уйди от нас».

После такого заклинания вокруг головы больного три раза проносили чашку с водой или молоком. Затем воду выливали на улицу, а молоко отдавали бедным, чтобы болезнь ушла как эта вода. Больному корью нельзя было видеть собаку, а также нельзя было босиком ступать на пол (земляной). В результате такого лечения по законам психотерапии больной если и не полностью излечивался, то, по крайней мере, заметно поправлялся.

ЛЕЧЕНИЕ ОЖОГОВ
Ингушские лекари умели лечить ожоги. Для этого они собирали овечье молоко в большой котел и варили его пока 1/3 не испариться, а когда масса эта достигала температуры тела, туда окунали пораженные части тела (Там же).

Ингушские лекари умели лечить ожоги. Существовали различные способы, один из которых был использован Тангиевой Фадман в 1975 году (п. Карца) во время лечения обожжённых ног девочки, которой прогнозировали врачи ампутацию конечностей. Женщина взбивала желтки, жарила их до образования чёрного яичного масла, и смазывала им поражённые участки ног. В результате, ноги излечились.

Для лечения инфекционных заболеваний и их профилактики применялись лук, чеснок, черемша. Эти лекарственные растения предохраняли дёсны и зубы от заболевания.

Для смягчения кашля, при заболеваниях органов дыхания, больным давали горячее молоко с козьим или медвежьим жиром или топленым маслом, одновременно растирали грудь конским, гусиным или козьим жиром и тепло укутывали.

При головных болях, связанных с повышением давления, укусах змей, пауков, при долго незаживающих язвах и т.д. применялось кровопускание (пхьатохар); суть его заключалась в следующем. На выбритом месте головы (обычно затылок, темя) специальным инструментом "пхьа" (топорик в миниатюре) после тщательного мытья и обжога на фитиле наносились насечки, а потом, создавая в стакане вакуум, вытягивали кровь. Когда кровь сворачивалась, стакан убирали, раны перевязывались. Такую процедуру делали на голенях и на спине. Этим инструментом иной раз наносились насечки и по вздутой вене, чтобы выпустить определенное количество крови. Оспопрививание делалось издревле. Делались насечки на руке маленькими острыми клещами, предварительно смоченными с жидкостью со струпьями человека, переболевшего оспой (способ приготовления этой жидкости остался тайной).
Внезапными психическими потрясениями выводили больного малярией из состояния приступа. Для этого его неожиданно обдавали холодной водой, или бросали ему за воротник рубашки , кусок льда, зимой подпиливали мостик, по которому ночью шел больной, который проваливался в ледяную воду, устраивали ложный пожар

При экземах и лишаях применялось "вытаскивание гниды" когда лекарь иголкой из-под эпидермиса с определенного участка кожи вытаскивает маленький кусочек подкожной ткани, скорее нервное окончание, размером с гниду.

Лечение окуриванием. Больного сажали на стул, возле его ног ставили таз с горящими головешками, иногда на огонь клали различные травы, коренья. Больного окутывали с головы до ног, и он дышал и вдыхал дым и пары. Больной потел. Делалось это при простудах, болях в суставах, мышц (миозиты) и т.д. Так называемый "чоп" (палочка, щепочка, любое инородное тело в горле или носовых ходах), вызванное этими предметами воспаление. Чопист сажает больного (чаще дети), сначала мягкими, постепенно усиливающимися движениями делает массаж горла, шеи, а затем подставляет свой рот ко рту или носу больного и с силой втягивает в себя воздух, и через несколько таких процедур инородное тело (если оно там было) попадает в рот чописту, а больной облегченно вздыхает.

При болях в суставах, шейном и поясничном радикулите делали массаж и растирание с оливковым маслом (зейт даьтта) или давали пить 2-3% йодистый калий (кIай молха «белое лекарство»). Для остановки кровотечения из ран применялись: кровеостанавливаюший порошок, состоящий из 2-х частей сушеных чернильных орешков и 1 части сосновой смолы, который насыпался толстым слоем на рану, которую завязывали плотной повязкой;
для этой же цели насыпали золу, грушевую муку; прикладывали к ране пережженную кость, смоченную в холодной воде тряпку; как крайнее средство применяли прижигание раны, сосуда каленым железом; порошок из высушенной свежей человеческой крови (чаще самого раненого) насыпался на рану, сверху прикладывалась чистая греческая губка и туго завязывалась на 3 дня.

При вывихах суставов пальцев, предварительно вправив их, смазывалось поврежденное место коровьей желчью, обкладывалось ватой, накладывались с четырех сторон деревянные пластинки и завязывалось на 10 дней. При вывихах больших суставов, после их вправления, суставы натирались яичным маслом и камфарой, обкладывались ватой, забинтовывались и вкладывались в специально сделанные деревянные или железные чаши по величине суставов. Интересный способ определения переломов костей, который заключался в следующем: к поврежденному месту прикладывалась лепешка из просовой муки, яичных желтков и меда. При снятии через сутки с места перелома лепешка окажется не высохшей.
При вывихах шейных позвонков больного клали на спину на ровном месте. Лекарь, сидя сзади больного, упирался ногами в его плечи, ухватившись обеими руками за голову, сильно протягивал на себя, затем, обложив ватой шею, накладывали на нее липовую кору (шина), намазывался бинт (тряпка) яичным желтком, смешанным с мукой (белхьам) и забинтовывалось на 18 дней, после чего выжимался сок из кожуры толченых лесных орехов и ежедневно втирался в область шеи.

Когда болело ухо, в него капали подогретый мед.
По древним ингушским повериям, лекарь, берущий плату за лечение, на том свете будет варить в котле одну воду.

До сих пор сохранились в памяти народной относительно оправданные сточки зрения фармакологии « рецепты» лечения ряда заболеваний;
1. при нарыве накладывают примятый лист подорожника «димберг»
2. при перемещающей лихорадке – отвар плод калины или мяты.
3. при поносе отвар диких груш, желудей, кашицей из грушевой муки.
4. при болях в суставах делали массаж, растирание с оливковым маслом.
5. для отхаркивания мокроты - отвар лакричного корня
6. в качестве мочегонного применялись настой липового цвета или арбуз.
7. при обнаружении глистов давали кушать сырые тыквенные
семечки.

Для уменьшения болей применялись;
сдавливание конечностей до резких болей, опускали в бочку со льдом, нарочно вызывали боль в другом месте, чтобы отвлечь внимание от места операции и т.д.

Известны и другие приемы психического воздействия на больных, которыми пользовались горские врачи, чтобы облегчить боль и страдания.
Например, резкие боли при панариции успокаивали игрой на балалайке специальной музыкой. Мотив этот под названием «Мотив для облегчения нарыв на руке» записан композитором А.Давиденко и нотная запись его дважды опубликована 1927 и 1929г.
А в газете « Известия» от 25 июля 1985г. опубликована статья «Операция под музыку» где приводится сообщение западногерманских врачей бремен, что при «научного» обоснования применяли музыку для облегчения страдания больных.

Писал В. Шведов. - Костоправы горцев заслуживают всякого удивления: искусство их и легко и всегда верно». О народных лекарях Н. Ф. Дубровин писал как о специалистах, «…отлично изучивших лечение переломов костей и ран, нанесенных огнестрельным оружием».

Заговоры по снятию сглаза были и раньше записаны учёными.
«1аьржа б1арг болча б1арг бале,
Сийна б1арг болча б1арг бале,
Жог1ара б1арг болча б1арг бале,
Арарча наьха б1арг бале,
Ал-алмазашта хилийталахь,
Лоаман з1оаголашта хилийталахь…
Если сглазил черный глаз,
Если сглазил синий глаз,
Если сглазил карий глаз,
Если сглазили чужие люди,
Пусть сглаз перейдет на ал-алмазов,
Пусть перейдет на горные вершины…
Причём «глаз снимали» не только с людей, но и с неодушевлённых предметов - продуктов питания, огородов, дома. Оберегали живность - животных, пчёл, домашнюю птицу. Оберегами могли служить и растения, и
части тела животного. С целью снять сглаз привешивали к пчелиным ульям красные лоскуты.
КОНСКИЕ ЧЕРЕПА долгое время устанавливались предками ингушей на изгородях, на пасеках для «защиты от дурного глаза».

Лекари были почитаемы и неприкосновенны. «Тойговзанче,лор е, эшкпхар — пхийн вужаж хинвац», т.е. строитель башен,лекарь, оружейник не подпадали даже под кровную месть. Они считались мехк-нах, т.е. значимыми для общества людьми (Полевой материал С. Мерешкова). Лекари имели свой арсенал методов и способов лечения.Были в народе костоправы, массажисты и другие специалисты, врачи, проводившие лечение хирургическим вмешательством. Часто складывались универсальные приемы и методы лечения тех или иных заболеваний. Ингушские лекари умели лечить инфекционные и кишечные заболевания, болезни головы, горла, носа, суставов, нервно-психические заболевания и др.
Значительную роль в сохранении здоровья людей играли профилактика и санитарно-гигиенические навыки. С раннего возраста детям прививали санитарно-гигиенические навыки: умываться по утрам, мыть руки перед едой. Опрятный человек вызывал одобрение общества. Признаком хорошего тона считался уход за внешностью. У народа существует много пословиц и поговорок, посвященных здоровью и важности профилактики: «Могаш, маьрша хиллар — докха сог1ат да» (Быть здоровым и свободным — большой подарок), «Кугаж бейха лелбечун — лазар худдац» (Кто будет ноги держать в тепле, тот не будет болеть). Народная медицина была тесно связана с окружающей природой. Потребление в пищу продуктов растительного и животного происхождения наилучшим образом способствовало здоровью человека. «Все мы являемся частью природы, и поэтому можно смело утверждать, что каждый человек настолько болен, насколько удален от своей прародительницы», — пишет А. И. Щербакова [9]. Значительную роль в профилактике многих заболеваний играли знания о растительном мире, потребление в пищу определенных растений, трав, их чередование, начиная с ранней весны (от ранней черемши) до поздней осени. Это способствовало как предупреждению многих инфекционных болезней, так и укреплению иммунитета и здоровья человека. Почти в каждой семье имели представление о целебных свойствах лечебных трав, молока, мяса и жира животных (диких и домашних), которые применялись и в профилактических, и в лечебных целях. Народную медицину ингушей, как и других народов Кавказа, значительное время отличал синкретизм, т.е. неразрывная связь и сочетание рациональных и иррациональных способов лечения. Простокваша с чесноком употреблялась в качестве профилактического средства. Крапиву использовали для борьбы с разными болезнями. Семена тыквы избавляли организм от глистов. Распространенным блюдом у ингушей был чурек из кукурузной муки — сыскал. Часто готовили блюда из овсяной муки. Активно использовались в народной медицине средства лечения животного происхождения. В лечебной практике важное место отводили пище из мяса. Употребление в пищу костных и костномясных бульонов помогало отпаивать раненых, больных. Бульон являлся обязательным в рационе, он сохранял баланс кальция в организме. Полезным считался куриный бульон. При легочных заболеваниях использовали пчелиный мед, делали растирание жиром барсука, медведя, эффективным средством считалось горячее молоко с добавлением барсучьего, козьего и медвежьего жиров. При сильных воспалительных процессах ребенка сажали в брюшину свежезарезанного бычка. Верили, что это ле- чит от многих болезней. А если ребенок заснет в желудке, то считали, что он сразу выздоровеет (информант — Дзарахова-Мереш- кова Фадман Губашкиевна, Фалхан-Назрань, 1936 г.р.). При вывихах слегка обжаривали кончики черной состриженной овечьей шерсти, накладывали на больное место и обвязывали; Буйволиное молоко и масло считались лечебными. О целеб- ных свойствах думи (курдюк) старики говорят много. Курдюк резали тонким слоем и клали на голову. Он помогал от ран. «Кур- дюк с медом — и не будет болезней», — говорили в старину.
Tags: akievgalgei
Subscribe

  • Как назвали танк в разных языках

    Во время Первой мировой войны в Англии создали новый класс боевых машин. Встал вопрос - как их называть? Решающими при выборе названия оказались…

  • Этимология слова seed

    seed — этимология слова

  • города и веси (ленгвиздика)

    ВЕСИ. Странное слово, непонятно как оказавшееся в русском языке? Нет. Это осколок русских ВЫСЕЛОК, жилья за территорией населенных пунктов. Термин…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments