Ислам (akievgalgei) wrote in anti_fasmer,
Ислам
akievgalgei
anti_fasmer

Categories:

ИНГУШСКИЙ ТЕЙП ЙОВЛОЙ


Йо́влой, Евло́евы — самый крупный ингушский род (тэйп) численность которого составляет около 100 тысяч человек. Включает в себя около 60 ингушских фамилий (ингуш. «вяр», «никъ»). Йовлой происходят из древних поселений-городов Горной Ингушетии: Тиша Йовли, Йовли, Пялинг, Ний, Нийкоате,

Мусиево (Муссийкъонгий Ков), а также средневекового селения Ахки-Юрт (ныне с. Сунжа) Пригородного района Северной Осетии. Представители данного ингушского тейпа также владели урочищами на землях, входящих в наши дни в состав Грузии: «Амга», «Чимга», «Ахиели», «Йовлой-те» и «Йовлой чоже»
Йовло с ингушского языка означает «загривок волка» - «йевл»......
«В лексике ингушских имен наблюдаются также закономерности в образовании антропонимов, как и в ономастиконе других этнических единиц, Т.е. здесь также встречаются названия имен по частям тела, по названиям животных и птиц, по роду деятельности человека и др. (А. С. Куркиев «Основные вопросы лексикологии ингушского языка», г. Грозный, 1979 г., стр.), что дает основание предполагать, что имя Йовло восходит К «загривку волка». Данному правилу подчиняются имена, встречающиеся в родословной Евлоевых: Куорта «голова», Йовлуо «загривок волка», Лехьа «змея», Борз «волю>, Ча «медведь», Саг «человек»."

[Р.С.Куркиев "О ДРЕВНЕМ РОДЕ ЕВЛОЕВЫХ" г.Назрань, 2014 г.; Стр. 69 -71]


Ингуши Акиевы — разного происхождения. Проживающие в Плиеве — пуввой — Пугоевы; в Долакове— Сурхоевы — Евлоевы;
Аькхий-някъан: акиевы род, фамилия в ингушетии
Ингуши рассказывают, что такие встречи являются данью традиции, идущей еще с языческих времен. У каждого рода есть своя святыня — родовая башня, возведенная в древности основателями династии. Рядом с ней находятся склепы предков. И вот для того, чтобы ингуши не забывали, где их истоки, а все родственники осознавали себя членами одной семьи, они периодически встречаются у этих башен. Там обсуждают семейные проблемы, делятся новостями и поминают предков.
Родовые башни Акиевых находятся в горной части Ингушетии, на территории Джейрахского района. Там практически никто не живет, но древние селения сохранились — они объявлены историко-культурным заповедником федерального значения. Попасть туда непросто. Пролегающая через Северную Осетию трасса уже несколько лет закрыта. До Джейраха приходится добираться через Ассинское ущелье по старому пешеходному туристическому маршруту. Сейчас из-за прошедших дождей движение по нему еще больше затруднено.
Тем не менее день встречи Акиевых перенести было нельзя, и вчера автобус "ПАЗ" повез их к родовым башням по размытой дороге. Недалеко от села Нижний Алкун произошла трагедия. Автобус сорвался с моста и с 12-метровой высоты упал в Ассу.

БАШНИ ЕВЛОЕВЫХ
земля Евлоевых (Йовлоймохк)







Первые упоминания Предание о Йовлой Довтбий Хучбаре (XIII в.)
Предание о Йовлой Довтбий Хучбаре (XIII в.).
«В давние времена в горы Ингушетии пришло известие о приближающихся врагах. Они одолели народы, которые встречались им в пути, и теперь двигались по пойме реки Сунжи в ту сторону, где ныне находится селение Сурхохи. Вражеское войско остановилось на отдых на широкой ровной поляне. Шли слухи о том, что враги безжалостны, что они до основания разрушают села, людей убивают, а оставшихся в живых угоняют в плен. Услышав это печальное известие, которое передавалось из уст в уста, тамады и старики ингушских сел собрались на совет. Они решили, что лучше не ждать, пока враги придут в горы, а надо пойти навстречу и дать им бой. В дни войны предводителем народного войска обычно становился всеми признанный Довта Евлоев. И на этот раз старики сказали ему: «Становись впереди, веди за собою людей». Довта ответил: «Оставьте меня, я уже стар. Без помощи людей я не могу ни сесть на коня, ни слезть с него. Найдите себе предводителя помоложе».
Сколько ни просили, Довта отказывался. Тогда старики решили сделать предводителем народного войска Хучбара, сына Довта. Его отцу, Довту, они сказали: «Мы хотим, чтобы военным предводителем нашего войска стал твой сын Хучбар».
«Вы избираете его потому, что он мой сын, но он слишком молод, и я прошу вас не делать из него предводителя», - ответил Довта.

«Нет, - сказали старики, - не потому мы делаем его своим предводителем, что он твой сын, а потому, что он, видимо, научился у тебя военному искусству».

Сына Довты Хучбара всенародно избрали предводителем народного войска. Хучбар собрал всех воинов, разослал вестников ко многим племенам. Отовсюду стали приходить воины. Собралось у Хучбара огромное воинство. Довта на виду у всех передал сыну саблю и знамя предводителя.

Войско двинулось по Ассинскому ущелью. Когда оно дошло до войска вражеского, разгорелся жестокий бой. Врагов было очень много, но воины Хучбара были храбрее. Они сражались без сна и отдыха; бой длился несколько дней. Никто не остался в живых ни от воинов Хучбара, ни от врагов. Поднялся один Довтиев Хучбар, весь израненный и истекающий кровью. Он крикнул: «Есть ли кто в живых, чтобы встать рядом со мною?» Никто ему не ответил. Тогда вновь крикнул Довтиев Хучбар: «Я жив! Жив ли кто из врагов, чтобы сразиться со мною?» Не было никого, кто мог бы ответить ему. Хучбар одною рукою оперся на меч, а другою на боевое знамя и крикнул по-волчьи. Умер Хучбар, но тело его стояло, а руки были на сабле и на знамени. Стоял он как живой, словно желая показать, что его войско победило.
Говорят, что раньше про Довту и Хучбара пели песни».

В 1222 году монгольская разведывательная армия переходит Дербент и через Дагестан вторгается на землю ингушей.
Ингуши встречают моалой (монголов) у впадения Сунжи в Терек (в районе современного Грозного).
Здесь разгорается ожесточенный бой между ингушским подразделением и элитными частями монгольской армии.
Постепенно монголы подходят к ингушскому городу-крепости Г1айте (на месте современного Инарки в Ингушетии).
Здесь ингуши во главе с Хучбаром Евло устраивают монголам страшную засаду. Часть ингушской армии размещается в городе - очень скрыто (в то же время городские жители эвакуированы из города), другая часть ингушских войск незаметно рассредотачивается в окрестных лесах.
Монголы думают, что город оставлен - через открытые ворота они входят в него... в городе спокойно, везде царит тишина... и как обычно делают монголы в захваченных городах, они начинают без разбору грабить все и вся... в этой суматохе из скрытых помещений вырываются ингушские отряды которые уничтожают монгольских оккупантов.
В то же самое время, ингушское подразделения сосредоточенные в лесу бьют оставщиеся за городом монгольские войска, которые частью уничтожаются, другие убегают через Терек в сторону Волги...
В течении месяца ингушская армия во главе с Хучбаром освобождает все оккупированные армией Чингисхана территории.

МОНГОЛ ПРО ИНГУШЕЙ
https://youtu.be/mHfVHjEesKI

Имам Алимсултанов (чеченец)
предание вайнахов о монголах
https://youtu.be/qE87_V-3qSA

ПРЕДАНИЕ АКИЕВЫХ ЙОВЛОЙ:
БИТВА ЗА РОДОВОЙ КОТЕЛ

Интересно, что в крупнейшем общенациональном храме Тхаба-Ерды долгое время находился под присмотром потомственных священнослужителей из рода Евлой большой медный котел с выбитыми изображениями тамг — «отличительных знаков благородных ингушских родов», ...
ЭЖИ ЭКХ(АКХИ)
Такой случай подвернулся неожиданно. У Евлоевых из родового замка украли ночью большой родовой котел – святыню всего рода. Случай по тогдашним меркам беспрецедентный. Законы адата гласили о том, что если из башенного очага кто-либо украдет хотя бы одну ложку, то на нем половина человеческой крови, а если украдут очажную цепь, то ответственность ложится на вора равная убийству хозяина очага, но если кто осмелился украсть родовой котел, то он перечеркнул весь род, значит и ответственность как за убийство всего рода.
Открыто никому не было предъявлено претензий, по указанию самого Эхка все члены рода вели себя спокойно.

Стороны согласовали такой вариант и Эжи Эхк со своими людьми при полном вооружении погрузился в эти деревянные кадушки, и, пользуясь ночной темнотой, подъехал к воротам замка. Стражники долго не хотели открывать водовозу ворота. Когда же убедились, что он один и с ним никого нет, они открыли ворота и впустил караван со смертельным грузом в замок.
В условленном месте ждала этого случая и вся дружина Эжи Эхка. Эхк со своими людьми выскочил из кадушек, перебил безоружную стражу. Вся его оставшаяся дружина ворвалась в замок. Началась повальная резня, весь род был вырезан. Не пощадили никого. Предание говорит о том, что спаслась только одна беременная
женщина, которая в это время была где-то в гостях у своего отца. Род соседей на определенное время перестал существовать.
По тогдашним меркам это был акт возмездия, достойный храбрецов, защищающих честь своего рода, святость домашнего очага, очажной цепи и родового котла, который им достался от предков с завещанием о том, чтобы они его берегли, как зеницу ока. (Предание гласит о том, что родовой котел был таких крупных размеров, что на его дне мог, вытянув руки и ноги, лечь мужчина самого высокого роста).
Коварство вождя соседнего рода привело к гибели всего рода. Женщина, которая была в гостях у своего отца, осталась одна. Род весь погиб, но она родила сына и от него потом пошло продолжение рода.

ИНГУШСКИЙ КОТЕЛ У КЕЛЬТОВ
В 1953 году было открыто захоронение кельтской княгини, относящееся к VI веку до н. э. Под курганом диаметром 42 м была устроена деревянная погребальная камера. Тело «княгини» покоилось на четырехколесной повозке. Голову увенчивала золотая диадема весом 480 г, на руках были надеты золотые браслеты, на шее — ожерелье из янтаря
Кроме погребальной колесницы, в камере находился огромный бронзовый котел высотой 164 см и весом 208 кг. Вероятно, в нем готовилась пища для тризны.

Генеалогия чеченца Мусаева Абдулы, являющегося потомком ингуша Аьжий Ахка, 1925 г.р., жителя сел. Гойты :

Аьжа

Ахка

Ча

Кхарч

Исиг

Аж

Мажа

1ожа

Муса

Гинда

Ювсап

Абдул

Из Ний Евлоевы выселились в Ангушт (совр. с. Тарское в Пригородном районе Северной Осетии), Заур-Ков (вблизи которого была основана крепость Владикавказ), Ахки-Юрт (совр. с. Сунжа в Пригородном районе Северной Осетии). Оттуда часть Евлоевых переселилась в Насыр-Корт в начале Х1Х в., когда шло освоение ингушами долины р. Назранки. Также из аула Ний, часть Евлоевых расселилась по долинам рек Валерик (Валарг), Шалажа и Гойта, основав населенные пункты Валерик, Шалажи и Гойты. На сегодняшний день в Чечне живут очень много потомков тех переселенцев, которые в седьмом-восьмом колене имеют со мной общих предков. Если в Валерике спросить: «Где живут Евлоевы?», отвечают: «Ты спрашиваешь об ингушах?» и показывают район их проживания. Они сами до сих пор помнят, что являются ингушами и принадлежат к роду Евлоевых. И другие жители этого села называют их ингушами. Они рассказывают, что когда они поселились в этом месте, там никто не жил. Не они подселились к чеченцам, а чеченцы позже подселились к ним. На сегодняшний день в Валерике, Шалажи и Гойтах живут представители рода Евлоевых, носящие фамилии Товбулатов, Умалатов, Зильбукаев, Гадаев, Тачаев, Байсаев, Идрисов, Мусаев, Исаев, Ульбиевы. Они более, чем кто-либо сохранили ингушское самосознание и эздел, потому что живут на своей земле.

Эжа-Гирк-Бурдо-Эзи-Бак1илг-Бешк-Мусса-Параж-Оржко-Байсар-Зубейр-Маци-Х1ажбийкар-Ну и Я.

Мы с Ахки - Юрта Йовлой. Дед мой Евлоев Г1ойсолт Ба1адалиевич, отец его Евлоев Ба1адал Мейевич семью эту все знают не только в Ахки -Юрте но и в Ангуште. Евлоев Ба1адал был в кулаке из за того что имел много хозяйства в Ахки - Юрте.

Часть Евлоевых, которые основали с. Валерик (Товбулатовы, Умалатовы, Зильбукаевы, Чекуевы, Гадаевы, Мусаевы и т.д.) называли арсхоевцами. Они из аула Ний переселились в другое место и основали аул Хай (Хьай). Оттуда они переселились на место, где впоследствии основали аул Валерик (Валарг). Они себя называют ингушами, хотя записаны в паспорте как чеченцы. И чеченцы их называют ингушами. Они помнят свое происхождение и знаю свою генеалоги. Это говорит о том, что они окончательно не оторвались от своих корней.

Ниже приводим генеалогия Евлоевых из Валерика:

Эжа

Эхк

Ча

Боил

Морх

Визат

Аьта

К1анг

Овш

1умар

Сату

К1озал

На1ип

Т1айп

Зибук

Садлакъ

Султан

Другая часть Евлоевых через Ангушт, Ахки-Юрт поселилась в Нясаре, - их называют нясархой. Третью часть Евлоевых, которая осталась жить в горах, называли лоамарой. Все эти три части Евлоевых находились в близких родственных отношениях (троюродными – пятиюродными братьями).
Tags: akievgalgei
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments