Ислам (akievgalgei) wrote in anti_fasmer,
Ислам
akievgalgei
anti_fasmer

Categories:

НАСЛЕДИЕ ИНГУШСКОГО ТЕЙПА ГАГИЕВЫХ


У входа в Ассинское ущелье расположены полуразрушенные жилые башни Гагиевых. Согласно народному преданию, под стенами Гагиевских башен в средние века произошло сражение с иноземными захватчиками. В ингушском фольклоре сохранилось имя одного из вождей, Гагиева Талевра, оказавшего ожесточенное сопротивление врагу. Народ сохранил в памяти обстоятельства гибели Талевра.

Монголы много раз совершали безуспешные попытки прорваться в ингушские горы, но так и не смогли. По легенде, путь в горы монгольскому войску, которое двигалось по Ассинскому ущелью, преградили 40 смельчаков во главе с Гагиевым Талевром. Враги вплотную подошли к башням Гагиевых, началась кровавая битва. Послав за помощью гонцов в Таргим, Талевр повел свой небольшой отряд на врага. К тому времени, когда из Таргимской котловины подошла помощь, все защитники были мертвы. Прибывшие сумели отбить нападение, и уже в который раз отстоять свою свободу, а подвиг героя Талевра и его воинов остался навсегда в памяти народа.
В 1986 году в одной из башен Гагиевых у реки Ассы было найдено захоронение человека. Он покоился в деревянном ящике наподобие гроба, при нем был полный комплект оружия-меч, копье, щит. Кости человека сохранили следы ран от острого режущего оружия, он был буквально изрублен мечом. В ящике лежал камень, на котором грузинскими буквами было написано Гаьги Талевр. Тело в спешном порядке было доставлено в Чечено-Ингушский краеведческий музей в Грозном. Уцелело ли оно после войны, если да, то где оно, никто не знает. Если тело постродало от бомбежки, то можно смело сказать,что мой предок дважды погиб в битве-сначала на мечах, потом от бомб.
Народ сохранил в легенде обстоятельства гибели Гаьги Талевра. Произошло это в 14 веке.

В Ассинском ущелье в Горной Ингушетии, в самом узком его месте находится башенный аул Цорх. Отсюда вышел крупный ингушский род Гаьгинаькъан (Гагиевы), к которому относятся несколько фамилий: Гагиевы, Сапралиевы, Муталиевы, Гатагажевы, Эстоевы и Ганижевы. По рассказу 80-летнего Сапралиева Мухаммеда Белановича, жителя с. Экажево, три сына Гяги – основателя рода Гагиевых, жившие в Цорхе в Ассинском ущелье, из-за кровной мести разделились. Один из братьев – Сама остался на месте. Сама является прародителем всех Гагиевых, имеющихся в Ингушетии. Второй – Марти – уехал в Казбеги. Он него происходят Гагиевы, живущие в Грузии (Гагишвили, Циклаури, Мартишвили), Осетии (Гагиевы), Кабарде (Гетигежевы), Карачаево-Черкессии (Гагиевы). Третий сын – Хьакко – уехал в Чечню, и от него произошли многие чеченские фамилии, относящиеся к роду Хьаккой. Хьаккой проживают в основном в Шатое, Чири-Юрте, Старых Атагах, Хьамбин-Ирзи (Лермонтов-Юрт), Гойтах, Алхан-Юрте и в Грозном. Большинство рода проживает в Ачхой-Мартане по ул. Павлова. По переписи, произведенной самими представителями рода в 1994 г. в Ачхой-Мартане проживает более 300 представителей рода Хьаккой. В Ачхой-Мартане проживают следующие чеченские фамилии рода Хьаккой: Эзерхановы, Мунаевы, Хамидовы, Усмановы, Хасаевы, Тугаевы, Катаевы, Магомадовы, Алимовы, Надаевы, Туруевы, Тазуркаевы, Хасаровы, Инаевы, Мардабековы, Талхиговы, Шовхаловы.

Гагиевы распространились по всему Кавказу, из-за 3 братьв: Сарал, Мутал и Хако. Один поехал В Грузию, другой в Чечню, а 3 в Осетию. А сами они были ИНГУШАМИ.

Ингуши- основатели Шатоя
Килар Сафралиев (1872 года рождения), поведал этнографу В. Итонишвили о генеалогии своего рода, который происходит от Гаьги(
Когда родился Гаьг доподлинно не известно. Зато точно известно, что было это не позже 1215 г.)
и насчитывал на тот момент 14 поколений и то что: «их далекий предок Гаги со своими тремя сыновьями и внуками проживал в конце села Таргим, на правом берегу р. Ассы. Предание сообщает и о том, что проживавшая под руководством Гаги семья включала 25 душ, жилищем являлся сохранившийся до настоящего времени в виде развалин «Гаги-Г1алаш».
Географически более широким и полным видится приведенная генеалогия от 120 летнего Хато-Чакам Хаджиевича Гатагажева: «Наш род происходит от легендарного героя Ганпа, который жил в далекие времена в Асиновской долине на берегу реки Асса. У Ганпа был сын Га. От Га родился родоначальник галгаевских ингушей Галга. Сыном *Галга является наш предок Гаги, который построил трехбашенную крепость на берегу р. Ассы и назвал свой аул Цорх.
Три башни символизировали трех его сыновей: Хакко, Сама и Мярти. Было у него еще три сына имя которых не сохранилось. Жили братья со своими семьями в боевых башнях и собирали дань с караванов проходивших через Асиновское ущелье в Грузию.
Однажды высокие горы под которыми были построены башни обвалились и разрушили жилые постройки. Под развалинами башен погибла вся большая семья Гаги. Сами братья в это время находились на охоте и остались в живых. Вернувшись вечером, братья никого в живых не нашли. Старший из братьев Хакко сказал: Если наши враги узнают, что нас осталось только шесть человек, то нас перебьют и наш род прекратит свое существование. Чтобы сохранить род, мы разойдемся в разные стороны, хоть один из нас да выживет. И разошлись они.
Хако ушел в Чечню. Он – продолжил наш род в Чечне. Другой ушел в Грузию. В Казбеги живут Циклаури - продолжатели рода. Третий остался в Ингушетии, а четвертый в Кабарду. След двух других братьев затерян. От Сама оставшегося в горной Ингушетии в ауле Цорх родился Аржако. У него родился сын Дайсаг. У Дайсага был сын Гаги II, имя свое он получил от первопредка Гаги 1 и он является основателем Гагиевских башен, которые с тех пор стоят как стражи у входа в Асиновскую долину. От Гаги II происходят братья: Балха, Уста и Мярышк. У Балха было два сына - Сапрали и Мутали, от них
произошла фамилия Сапралиевых и Муталиевых. Следующий сын Гагия II-го Уста. Он был женат на кабардинке, которая родила сына Гатагаж. От Гатагажа произошла фамилия Гатагажевых ингушей и Гатагажевых кабардинцев. От Мярышк и Точ произошли другие фамилии, входящие в братство Гагиевых»
Семейство Хьаккой, из Хьакки-къонги-юрта, селения существовавщего в районе Алкуна, мигрируют на восток и в центре Аргунского ущелья , основывает Хьаккой- Мохк. Что подтверждает и Иваненков в «Терском сборнике»:
«Крепость Шатой, какъ сказано, построена была во время войны въ середине 50-хъ годовъ прошлого столетiя, на земле сел. Цогуной. Бывшее близ самой крепости ихъ селенiе Хаткой, по приказанiю русскихъ властей, удалилось на правую сторону р. Чанты-Аргунъ. Затемъ для крепостного выгона, стрельбыща, ученiй и огородовъ правительство
правительство взяло землю по реку Чанты-Аргунъ съ запада и по реку Врды-ахки съ юга. Вся эта земля с незапамятных временъ принадлежала чеченцамъ сел. *Цогуной, именующимися «Хаккоевцами» по имени своего родоначальника *Хакко, происходящего из *ингушъ, сел. Алкун, Назрановского округа, поселившегося на месте Шатоя 10 – 12 поколенiй назадъ.»[3].
Многие исторические и этнографические материалы подтверждают, что ингуши- Хьаккойцы были аборигенами района, где нынче находится административный центр Шатой. Ими были построены классические ингушские башни, есть у них там и своя гора Хьаккой-лоам. Другие же общества и тайпы, надо полагать подселились рядом позже, о чем и пишет в «Этнографическiх очерках» начальник Аргунского округа А. П. Ипполитов[6].

Очевидно, что восточным рубежом ингушского этноса, исторически являлись
центральная и южная часть Аргунского ущелья, которые контролировали ингушские общества начиная от Хьаккой, Мулкъой и заканчивая М1айстой и Маьлхи[7][8][9].
К большому сожалению эта граница периодически смещается на запад, как мы наблюдаем это и сегодня.

Источники:
1. В. Итонишвили. Кавказский этнографический сборник. Тбилиси 1968, с. 217
2. Максидов А.А. «ГЕНЕАЛОГИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА» //
Историко-генеалогический научно-реферативный
3. Н. Е. Иваненков."Горные чеченцы".// Терский Сборник. Владикавказ 1910, с. 80- 81.
4. Абузар Айдамиров. «Хронология Истории Чечено-Ингушетии». Грозный 1991, с. 66
5. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией / Тифлис 1904.— Т.12. ,с. 1507
6. А. П. Ипполитов. Этнографическiе очерки. "Сборник Сведений о кавказских горцах." Владикавказ 1910 с. 4
7. Мулкъой.// www.proza.ru/2019/02/02/112
8. Пантюхов «Ингуши» Тифлис 1901, с. 1-2.
9. Е. Н. Кушева «Народы Северного Кавказа и их связи с Россией: вторая половина XVI - 30-е годы XVII века” Москва 1963, с. 64-67
Tags: akievgalgei
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments