Ислам (akievgalgei) wrote in anti_fasmer,
Ислам
akievgalgei
anti_fasmer

ЧЕЧЕНСКИЕ ДИАЛЕКТЫ ИНГУШСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ


В российском кавказоведении до революции 1917 года и в первые десятилетия советского периода исследователи в этноним «чеченцы» часто объединяли все нахские народы, включая ингушей (галгай), бацбийцев/цова-тушин(бацби) и кистин/кистинцев

ЧЕБЕРЛОЙСКИЙ ДИАЛЕКТ ЧЕЧЕНСКОГО ЯЗЫКА
Чеберло́евский диалект (чеч. ЧӀебарлойн диалект) — диалект чеченского языка, распространенный в Чеберлоевском районе Чеченской Республики. Наиболее близким к чеберлоевскому является шароевский диалект (аулы Шарой, Боссо, Кенсо и др.)
с которым они объединяются в юго-восточно-чеченские или шаро-аргунские диалекты.
Носители Чеберлоевского диалекта проживают в селах Макажа, Садо, Босо, Хlиндо, Басхой, Буни, Цlикара, Тlундукха, Хо, Ригаха, Ачала, Орсо, Чобаккхинчу (Чуба́хкинчу, Чубахкинеро́й), Нахчу-Кел, Сарбил, Нижала, Дай, Органие и др.

Является самым архаичным диалектом чеченского языка, в частности, и нахских языков в общем. Чеберлоевский диалект является единственным диалектом чеченского языка, в котором не образовалось т.н. вторичного чередования гласных (умляута).
Вероятно, именно поэтому в чеберлоевском диалекте чеченского языка сохранились архаические черты (отсутствие лабиализованных гласных, сохранение древних форм местоимений и т.д.), которые сближают его с западными вайнахскими диалектами, особенно с ингушским языком.

Чеберлоевский язык а́ло:говорю/ чечен.язык олу: говорю/ ингуш.язык оалу: говорю
Чеберлоевский язык ла́диру: слабый
Чечен.язык ле́дара:слабый/ ингуш.язык ладара:слабовольный.
Чеберлойский язык а́кхе: зверь/ ингуш.язык аькха: зверь/ чечен.язык э́кха: зверь
Чеберлойский язык ка́стте: вскоре/ ингуш.язык кастта: вскоре/ чечен.язык ке́ста: вскоре
Чеберлойский язык во́шо: брат/ ингуш.язык воша: брат/ чечен.язык ва́ша: брат
Чеберлойский язык къа́нцlа:уксус/ ингуш.язык къанц: уксус, чхьагIаркъанц (д) – винный уксус.
Чечен.язык къо́нза: уксус
Чеберлойский язык диг — до́горин (род.п.) топор/ ингуш.язык диг: топор, догара: топорный
Чечен.язык диг — ди́ган (род.п.) топор
Чеберлойский язык а́нгир: соперница/ ингуш.язык энгар: соперница, мачеха/ чечен.язык эмгар: соперница

ГАЛАЙНДЖОЙСКИЙ ДИАЛЕКТ ЧЕЧЕНСКОГО ЯЗЫКА
Окончание глаголов так же занимает промежуточное положение между чеченским и ингушским языками: литер. чеч. гIур ву, литер. инг. гIоарг ва, галайн-ч. гIуорг ву («пойду»); литер. чеч. хуур ду, литер. инг. ховрг да, галайн-ч. хоуврг ду(«узнаю») В галайн-чажском диалекте так же как и в ингушском языке, и в аккинском, и мелхинском диалектах чеченского языка используется буква ф: литер. хIоаъ, галайн-ч. фоаъ («яйцо»); литер. хIорд, галайн-ч. форд («море»), отличительной чертой галайн-чажского диалекта, также является использование как и в ингушском языке: йах вместо литературного чеченского бах(«говорить»),
галайн-чажского диалекта, также является использование как и в ингушском языке: йах вместо литературного чеченского бах(«говорить»), и строгое обозначение грамматических классов в глагольных и прилагательных формах: литер. Іаьржаниг, галайн-ч. Іаьржаварг / Іаьржайарг / Іаьржабарг / Іаьржадарг («черный»); литер. диканиг, галайн-ч. дикаварг / дикайарг / дикабарг / дикадарг («хороший»)
литер. сацо, галайн-ч. сацава / сацайа / сацаба / сацада («прикрепить»), и др. В рассматриваемых диалектах наблюдаются также некоторые лексические, морфологические и синтаксические особенности.
Ингуш.язык Іаьржварг: черный / Іаьржйарг:черная/ Іаьржбарг:черные / Іаьрждарг: черное; литер. чеченский диканиг, галайн-ч. дикаварг / дикайарг / дикабарг / дикадарг («хороший»)
это ингушское дикварг,дикдарг,дикйарг, дикбарг:хороший/шее/шая/шие(шое)
литер. сацо, галайн-ч. сацава / сацайа / сацаба / сацада («прикрепить»), и др. В рассматриваемых диалектах наблюдаются также некоторые лексические, морфологические и синтаксические особенности.
Галайн-Чажский диалект, так же как и аккинский и мелхинский диалекты, сочетает в себе черты чеченского и ингушского языков, и является своего рода мостом между чеченским и ингушским языками. Комплексу ст в начале слова в галайн-чажском, как и в ингушском, соответствует с: литер. стаг, галайн-ч. саг («человек»); литер. стогар, галайн-ч. согар («лампа»), как и фонетические отличия от литературной формы: литер. доттагІ, галайн-ч. доттах(«друг»); литер. мостагІ, галайн-ч. мостах(«враг»); литер. орца, галайн-ч. орса(«тревога»); литер. цициг, галайн-ч. циск(«кошка»); литер. дечиг, галайн-ч. дешк(«дерево»); литер. эчиг, галайн-ч. аьшк(«железо») и др.
инг.саг: человек
галайн-чаж. диалект саг («человек»);

АККИНСКИЙ ДИАЛЕКТ ЧЕЧЕНСКОГО ЯЗЫКА
Аккинский язык воша — брат/ ингуш.язык воша: брат
Аккинский язык саг — человек / ингуш.язык саг: человек/ чечен.язык стаг: человек
Аккинский язык сесак — жена/ ингуш.язык сесаг: жена/ чечен.язык зуда: жена/ ингуш.язык зуда: сука
К древнему слову аккинского диалекта относятся названия домашних животных
Аккинский язык Iяса — телка/ ингуш.язык Iаса: телка/чечен.язык эса: телка
Аккинский язык уста — бык/ ингуш.язык уст: бык/чечен.язык сту: бык
Аккинский язык устха — овца (чечен. уьстагIа: овца/ ингуш.язык устагIа: баран
Ингуш.язык баранина: устагIан дулх
Ламрой-аккинский язык сиргIа: бычок/ ингуш.язык сиргIа: бычок/ чечен.язык старгIа / таргIа: бычок/ингуш.язык старг1а: бык - трехлеток
Аккинский язык кхаьл— кобыла/ ингуш.язык кхал: кобыла
Аккинский язык ворда— бричка/ ингуш.язык ворда: повозка, вордингь: катушка




Аккинский язык тIохкар — пояс (ингушский язык тIехкар: пояс; ламрой-аккинский язык тIоьхкар: пояс, чеченский язык доьхка: пояс
Аккинский язык пехчак —
тряпка (чеченский язык бехчалг: тряпка, ингушский язык пахашк: тряпка)
Аккинский язык цIацIкъам — бровь/ингуш.язык
цIацIкъам: бровь/ чечен.язык цIоцIкъан: бровь
Ламрой-аккинский язык мерш: нос/ ингуш.язык мераж: нос/ чечен.язык мара: нос
Аккинский язык баге — рот (ингушский язык баге: рот, чеченский язык бага: рот
Аккинский язык йуьхьмерш — лицо/ ламрой-аккинский язык йухьмераш: лицо/ ингуш.язык йухьмераж: лицо/ чечен.язык йуьхь / йоьхь: лицо/ ингуш.язык юхьа: лицевой
Аккинский язык тIехк — кость/ ламрой-аккинский язык тIехк: кость/ ингуш.язык тIехк: кость/чечен.язык даьIахк: кость
Аккинский язык куьлг — рука/ ингуш.язык куьлг: рука/ чечен.язык куьг: рука



Ламрой-аккинский язык форта: шея/ ингуш.язык фоарт: шея/ чечен.язык ворта: шея
Аккинский язык пIаьлг — палец (чечен.пIелг: палец ингушский язык тIаьльгI / пIаьльг: палец
Ламрой-аккинский язык хьазильг: воробей/ ингуш.язык хьазильг: воробей/чечен.язык хьоза: воробей
Ламрой-аккинский язык чяпальг: блин/ ингуш.язык чапильг: лепешка
Аккинский язык маькха — хлеб
пшеничный (ингушский язык маькх: хлеб, лам-акк. маькх, бацб. макх, чеч. бепиг: хлеб);
Аккинский язык сехана — вчера/ ингуш.язык сехан / селхан: вчера
Аккинский язык сохка — в прошлом году (чечен.язык стохка: в прошлом году, ингушский язык соахка: в прошлом году,
Аккинский язык пIярска — пятница (чечен.пIераска: пятница ингуш.язык пIаьраска: пятница
Аккинский язык маьркIажехь —
рано вечером (чеч., инг. то же)
Аккинский язык Гяна — далеко/ ингуш.язык гаьна: далеко/ чечен.язык гена: далеко
Аккинский язык лакха — высокий/ ингуш.язык лакха: высокий/ чечен.язык лекха: высокий
Аккинский язык дIяха — длинный/ ингуш.язык дIаьха(д1яха): длинный/ чечен.язык деха: длинный
Аккинский язык хIама— вещь /ламрой-аккинский язык хIама: вещь/ ингуш.язык хIама: вещь/ чечен.язык хIума: вещь




Аккинский язык гургул— звонок (чечен.гаргол/горгали: звонок/ ингуш.язык гургал: звонок
Аккинский язык дихаг — печень
(чечен. доIах: печень/ ингуш.язык дихк: печень/лам-акк. дIаьхк: печень
Аккинский язык варитт —- семнадцать (чеч. вуьрхIитт (а), инг.вуритт (а), лам-акк. варитт: семнадцать

Терлоевский говор (чеч. ТӀерлойн лер, тер. ТӀиеррийн лер) — говор итумкалинского диалекта чеченского языка. До депортации чеченцев и ингушей был распространен на части Галанчожского и Итум-Калинского районов Чечни.
Речь терлоевцев, занимает промежуточное положение между литературным чеченским и ингушским языками.

Аккинско-орстхойское наречие
Некоторые общие черты ламаккинского, мелхинского и нашхоевского говоров[12]:
Наличием частицы мие вместо бие — «лишь», «только».
Употреблением приставки Iо(вниз)- вместо охьа- (Iоха, в литературном чеченском языке: охьахаа — «сесть»)
Ингуш.язык Iо: вниз
Ингуш.язык Iоха:сесть
; аффикса производного местн. падежа V серии -гӏола вместо -хула;
Ингуш.язык =гIолла:через (суфф.транз.падежа, обозн. "через то место"):
суффикса -вар/-верг вместо -ниг (воккхавар/воккхаверг, в литературном языке: воккханиг — «старший»).
Ингуш.язык вар/верг:есть
Ингуш.язык воккхавар/воккхаверг:старший,старший
Отсутствием комплекса ст в начале слова (саг, в литературном чеченском языке: стаг — «человек»; уст, в литературном языке: сту — «бык»;
сокха, в литературном чеченском языке: стокха — «прошлый год»).
Ингуш.язык саг, уст, соахк:человек,бык,прошлый год
Употреблением аффикса дательного падежа -шта вместо -шна в литературном чеченском языке.




Кистинский диалект (чеч. КистӀийн диалект) — диалект чеченского языка[1][2], представлен в Ахметовском муниципалитете Грузии. На кистинском диалекте говорят жители селений Дуиси, Джоколо, Омоло, Биркиани, Дзибахеви, Халацани и других селений, расположенных на берегу реки Алазани, в Панкисском ущелье Грузии,от которого до границы с Чечнёй 70 км
В кистинских селах можно встретить представителей и итум-калинского, и галанчожского диалектов, и аккинского говора.

Мелхинский диалект/говор — говор[1] в составе галанчожского диалекта[2] чеченского языка[

В мелхинском говоре, как и во всех остальных говорах галанчожского диалекта, отсутствует форма только что прошедшего времени, что наблюдается и в ингушском языке.

ИНГУШИ/ЧЕЧЕНЦЫ
ГУЛЬДЕНШТЕДТ И ШТЕДЕР ОБ ИНГУШАХ

Перевод с немецкого:
"За ними в верхних долинах Ассы живет настоящее племя Гелов, которые еще и сегодня называются Галгай (Халха у себя). Оно разделяется на три Братства Галгай, Галашка и Дубан."

Гюльденштедт пишет и об ингушском селении Заур - кабак, в четырех верстах от которого «для сообщения Грузии с Россией» заложена была крепость Владикавказская.10 Долина р. Армхи Джерахского ущелья являлась зоной расселения ингушей.
Далее академик пишет о поселениях и жилищах ингушей: «Кисты -(т.е. ингуши, - М.Д.) живут в селениях в 20-50 домов, но большей ча¬стью деревни близко расположены одна от другой, так что с одной высоты видно одновременно много деревень.
В различных селах стоят каменные башни, в которых при нападении спасаются женщины и дети, и их с верхнего этажа защищают способные к обороне мужчины, но эти башни были и для жилья. Все они свободны,- пишет Гюльденштедт о жителях Тарской долины, - не имеют князей»." В труде Гюльденштедта встречается описание области обитания орстхойцев. Он подтверждает, что по р. Балсу жили карабулаки. «Черкесы, - пишет он, - называют Карабулакскую реку Балсу». Карабулаки, как сообщает исследователь, имели в своем владении шесть речек - притоков Ассы, Фортанги и Сунжи. В числе этих шести речек он упоминает р. Балсу, которая, по его же свидетельству, была притоком р. Фортанги. Карабулаки жили в высоких башнях возведенных из необработанных камней:-войти в такую башню можно было только по лестнице, так как выход располагался посередине между основанием и верхом башни. Башни не имели фундамента. В центре жилой комнаты разводили огонь, который давал свет и тепло.
Анализируя хозяйственную деятельность ингушей, Гюльденштедт подчеркнул, что они являются «примерными скотоводами и земледельцами». Его внимание привлек плуг. В своем дневнике он пишет: «Здешний плуг похож на немецкую соху, треугольный лемех наклонно установлен к толстой продолговатой доске в виде лопасти. Сзади находится ручка, а впереди кривое дышло, за которое тянут два быка».12 Все необходимое для жизни изготовлялось в семье, особенно изделия из шерсти.
«Между промыслами, скотоводство, наипаче разведение овец, составляет главнейшее их упражнение, овцы их суть европейские домаш¬ние овцы, как однако же дают весьма изрядную шерсть, делают из него толстое сукно».1По словам Гюльденштедта, ингуши разводят крупный рогатый скот, лошадей, он указывает на наличие в горных обществах значительных стад овец.
Интересные научные сведения собрал ученый и об общественном строе ингушей. Он пишет, что они не имели в своем обществе князей, а подчинялись старейшинам из знатнейших родов Мацеки, Боза, Чев и Пшанув; старейшины одновременно являлись судьями и представителями общины в сношениях с другими обшинами. Карабулаки имели «демократическую конституцию» и общественные дела решали голосованием на общих собраниях. Он одним из первых определил социальную роль старшин в ингушских обществах, которых выбирали из наи¬более авторитетных членов общины, и которые управляли именем народа. «Ингуши, однако, столько повинуются старшинам, сколько им угодно».14 По наблюдениям Гюльденштедта, мы узнаем о существовании у ингушских племен крупных родов и фамилий. Это описание племен легло в основу дальнейших исследований по истории ингушей.
Материалы о семейных отношениях у ингушей немногочисленны. По свидетельствам Гюльденштедта ингуши допускали у себя многоженство.
После рождения ребенка в семье, женщины держат совет, а на третий вечер дают ему имя. В своих записях он также приводит и наиболее употребляемые мужские и женские имена: мужские - Али, Гере, Чоч, Ельберд, Шора, Борш, Ного, Тотур, Хасбулат, Матаи, Батирби, Махмет, Бимурза; женские - Бедирги, Ттутаи, Саувамерк, Патума, Ар-самек, Дашау, Паха, Тума, Цяби, Деше и др.15
Пишет академик и о гостеприимстве ингушей. «Очень большое уважение к законам гостеприимства и мало примеров его нарушения».16 Принимая гостя, они выставляют на стол все, что у них есть. Ингуши сопровождали академика в его путешествии.
Интересный факт приводит Потто В.А. в своей работе: «Но гребен-цам и терцам все-таки пришлось за это время (1772) сделать поход, по дороге в Грузию, в Тагаурское ущелье, где в 1722 г. осетины задержали известного ученого-путешественника - академика Гюльденштедта, воз¬вращавшегося из Грузии после своих научных исследований этого края. Медем послал для его освобождения часть казаков и гусар под командованием майора Криднера. «Дело обошлось без кровопролития, и Гюльденштедт был освобожден за 30 рублей, но тагаурцы вынуждены были дать нам аманатов. В этой экспедиции вместе с Криднером участвовали ингуши, выставившие в помощь к нему свою конницу».16
Характеризует Гюльденштедт и религиозные обряды ингушей. По его известиям кисты называли главного бога «Дайле» соблюдали посты летом короткий, зимой более продолжительный. Они почитали некоего «благочестивого старца» которого звали цанинсаг (чистый муж); он жил высоко в горах,
своих дневниковых записях Гюльденштедт особое внимание уде ляет русско-ингушским отношениям. Горцы, пишет он, «никакой наци не оказывают столько снисхождения, как россиянам».19 Известно, что 1770 г. в присутствии академика Гюльденштедта русский офицер принял от ингушей присягу в верности и взял аманатов."
Он отмечал, что в «Тагаурском уезде тамошний народ... в подданство вступил и присягу учинил». Ш.Э. Дахкильгов считает, что Гюль денштедт не случайно оказался на месте принятия присяги представителями всех ингушских обществ на верность России (4, 5, 6 марта 1771 г.). Вероятно, зная об этих событиях, академик и отправился туда '. марта 1770 г. Он вместе с офицером, который должен был принимат присягу на верность русской короне, приступил к поездке от Моздока горному народу, который называется ингуши (галгаи) или «кисты».21
Исследовал Гюльденштедт и языки народов, живших на Севернол Кавказе в том числе и ингушский язык. Пишет он, что ингуши говоря на одном языке с тушинами. Под тушинами имеются в виду цова тушины или бацбийцы - этническая группа ингушского происхождения, переселившаяся не позднее XVI века в горный район Восточно! Грузии - Тушетии. Однако Гюльденштедт, называя бацбийцев тушинами, все таки различает тушин, говоривших диалектом грузинского язы ка, и бацбийцев, родной язык которых кистинский. Он в 70-е гг. XVII в. отмечал значительную грузинизацию языка и культуры бацбийцев Населенные пункты этого народа: Етельта, Сагирта, Индурта, Цоя (Цовата), по сведениям



Согласно Штедеру, ингуши имеют мало пищи, они только утоляют голод небольшим количеством просяного хлеба, сыра и изредка мяса. Далее автор описывает процесс выпечки круглых пирогов (вероятно - хьоакхам, - М.Д.). Тесто, приготовленное из просяной, ячменной или пшеничной муки, кладут на круглый камень, и наполовину пекут. Затем вкладывают в круглую чашку, и оно окончательно готово. Во время праздников они варят отличный портер. Старшие едят первыми и оставляют немного другим. По свидетельству Штедера, ингуши свободные, гордые и серьезные, в речи пылкие, но очень быстро успокаиваются. Безрассудно отважные, не знают страха, все их чувства искренние и открытые. Оскорбление словом считается у них величайшей обидой, которая стоит жизни. К огнестрельному оружию прибегают только в крайних случаях, во время кровной мести или неприятельского набега. Кроме ружья, в вооружение ингушей входят: копье, щит, сабля и кинжал. По свидетельству Штедеpa, ингуши умеют изготавливать оружие

Гюльденштедт относил это племя к мычкизам или кистам, которых считал остатками реальных алан», писал об ингушах Паллас, который высказал предположение, что ингушские племена «кисты» являлись прямыми потомками алан.
Касаясь вопроса религии ингушей, Рейнеггс подчеркивает, что некоторые высокогорные общества «еще и поныне соблюдают доисламские обряды, поклоняются камням и деревьям».

Работа его была переведена в 1807 г. на английский язык и издана в Лондоне. По сведениям В.Г. Гаджиева перевод оригинальной рукописи труда хранится в Государственной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина (г. С-Петербург). Это большая по формату, 30x40, рукопись, была посвящена Екатерине II. Во введении автор очерчивает круг затрагиваемых в сочинении проблем.28 Текст состоит из 131 статей: из них 27-31 посвящены ингушам.

Акинцы. А. П. Берже считает их ингушскими племенами. Но в настоящее время большинство историков, языковедов и этнографов причисляют их к чеченцам, хотя, по мнению Н. Г. Ахриева, акинцы-горцы очень близки к ингушским племенам.
В научных кругах в настоящее время больше склонны относить карабулаков к чеченцам, не отрицая их близости и к ингушам. По мнению же Н. Г. Ахриева, карабулаки, или арштхойцы, занимают в языковом отношении промежуточное положение между чеченцами и ингушами, но они ближе к последним. Не случайно остатки карабулаков, не считающих себя чеченцами, до сих пор проживают именно в Ингушетии в селениях Верхний и Нижний Аршти, Бамут, Датых, Сагопш. Это же подтвердил в письме ко мне от 20. IV. 1963 г. знаток ингушского языка и культуры проф. Д. Д. Мальсагов.
Такова картина расселения родственных между собою ингушских племен по данным более чем столетней давности. 
Расселение ингушских племен вVIIIвеке.(по А.П Берже)
Термин "Кисти"-употреблялся для обозначения ингушей(жителей ущелья-по реке Кистинки,ингушское название реки Кистинки -Оахкхарйе чIодж-правый приток Терека,впадающий в него южнее с.Ларса. Таким образом две реки имеют название Кистинка-это Оахкара хий и Арам хий.

18-19вв-Кистинцы ближние,(по р. Арамхи и Кистинцы дальние (в верховья Аргуна) принадлежат Ингушскому племени.( Есть материал,сделаю отдельную тему )
1. Назрановцы. Занимают низменные места, орошаемые реками Камбилейкой, верхней Сунжей и Назрановкой до впадения р. Яндырки в Сунжу, и по Тарской долине. Они являются одними из первых переселенцев с гор на плоскость и здесь получили название ингушей.



Гюльденштедт употребляет термины "кисты" и "ингуши" как синонимы.Оно и по жизни есть. Когда 1990-е бурные, в одном из городов убили двоих кистинцев на помощь их отцу помочь отомстить собрались одни ингуши, а почти все из местных чеченцев дистанцировались, заявив что кисты это не их проблемы
Tags: akievgalgei
Subscribe

  • Почему же в Академии наук - и доселе заседает князь ДУНДУК ?

    В Академии наук Заседает князь Дундук. Говорят, не подобает Дундуку такая честь; Почему ж он заседает? Потому что <ж???> есть. А.С.Пушкин…

  • НЮХ/НОС

    КЛЮВ(ЗУБ)-НОС(НЮХ) Чечен.язык нох/нахаро: жеват.орган, клюв Ингуш.язык нух/нохаро: жеват.орган 1 нижняя |подвижная| челюсть живот-ного или нижняя…

  • УТКА ОТЕЦ ПТИЦЫ

    Домашняя утка — это водоплавающая, не очень крупная птица, предок которой — дикая кряква. Некоторые современные породы ведут свою родословную от…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments