Ислам (akievgalgei) wrote in anti_fasmer,
Ислам
akievgalgei
anti_fasmer

Categories:

ХАНТЫМАНСИЙСКИЙ ЯЗЫК


Мансийский язык а̄ги: девушка
Ингуш.язык йиIиг: девочка
Мансийский язык канк: брат
Ингуш.язык кIаьнк: мальчик
Мансийский язык хо̄ӈха: кто?/ ингуш.язык хьанях: у кого?
Мансийский язык šārəš: море
Ингуш.язык сарса: моросить

Мансийский язык са̄в:много/ ингушский язык сов: больше, сверх
Мансийский язык мосься: мало
ингушский язык массекх: несколько
Хантымансийский язык ҷымәӆ "мало"
Ингушский язык жимало: меньшие
Ингушский язык лоайнча: снеговой
#Хантыйский язык ӆоньҷ: снег
Мансийский язык ӆоньть "снег"
Хантыйский язык лось: снег
Хантыманс.язык вăӆта: умереть/ ингушский язык валта: умирев, валийта: умирай, вал: умри, валийтла: помри
ингуш.язык валара: смертный, валар: смерть
Чувашский язык вĕлерме: убивать/
Хантыйский язык ӆьӫвитәта: мыть
Ингуш.язык лувчаде: мыть

Хантыйский язык пӫньтя: вязать
Ингуш.язык пхьента: связать, из жил
Ингуш.язык пIенда: ребро.

Хантыйский язык потта: замерзать
Ингуш.язык потт: звон, шум в ушах
Хантыйский язык йӫм: дождь
Ингуш.язык им: ливень с грозой
Хантыйский язык ӑӆта: лежать
ингушский язык алта: лежи, алийт: лежать
Мансийский язык joχt-: приходить
ингушский язык яхийт: иди, яхай: ушла, ехийт: отпустить(ее)
Мансийский язык li-: бросать, кидать
ингушский язык ли: дать

Хантыйский язык ваҷ: тонкий
Ингушский язык воча: тощий, худой

Мансийский язык суп: рот
Ингуш.язык ц1уб: сосу
чеченский язык ц1уб данн: сосать.
Хантыйский язык қӑнтәк: человек/ чеченский .язык к1антстаг: парень
Ингушский язык кант: парень

Мансийский язык йиӈкве: идти, ехать
Ингуш.язык йини: пришла.
Происходит от праугорск. *jȣ̈ŋɜ-, *jȣ̈γɜ- (jȣ̈kɜ-) «идти; прибывать».
Ингуш.язык ийни-чархыж : |авиац| - шасси самолета.
Ингуш.язык ийнтихал: 1 перемещение, 2 переезд, переселение.

Мансийский язык лыӈкве: бросить
Ингуш.язык лийнгве: подбросить
Ингуш.язык ленга : |гл. ф. 1 утв. ленг, лийнгав, ленгавв: подбросить
Мансийский язык тэ̄ӈкве: гореть
Ингуш.язык тхийн: колюче-жгучий |тхийн ба ниттыж - крапива обладает свойством обжигать|.

Хантыйский язык пӫрта: укусить
Ингуш.язык борда: губа
ингушского БАРДА (боард, баьрдар, баьрдаб, боардаргба): обтесывать, тесать, стричь
Английский язык beard: отесывать (края доски), борода, зазубрина
Древнеангл.язык beard: тесать
Мансийский язык хум: человек/ ингушский язык гIум: песок

Самоназвание Ханты ясаӈ: хантыйский язык
Ингуш.язык хантыга-някъан: хантыговы, род, фамилия в ингушетии.

Пантеон божеств хантов и манси возглавляет небесный бог, его самые известные названия – Торум (Тором, Турым, Торэм)

У ИНГУШЕЙ
Ингуш.язык тарам: дух
У каждого села, дома, леса, пещеры, у каждого человека есть свой тарам (покровитель), считали ингуши. ..... высоких утесов и гор, выше ходячих туманов царит старый дух — могущественный Тга
XIX в. В XIX в. общества слились в единый ингуш. народ и определилась .... есть свой дух, охраняющий его,- двойник, дух-хранитель ( тарам).
Домашний дух ингушей — Тарам — в корне отличается как от дагестанского, так и от осетинского.

ОБЫЧАИ ХАНТЫ И МАНСИ:
Жертвоприношения иконам Традиционно ханты и манси придерживались языческих верований. Они поклонялись богам, духам природы, тотемным животным, деревьям, покойным предкам. Непререкаемым авторитетом для них был шаман. И хотя обские угры официально приняли христианство, в их мировоззрении удивительным образом сочетаются анимизм, зооморфизм и православие.
Иногда ханты и манси мажут кровью жертвенных животных губы святых, изображенных на православных иконах, которые есть почти в каждом доме, поскольку воспринимают эти лики как языческих божков

Кровная месть Традиция кровной мести распространена среди хантов. Иногда семьи враждуют друг с другом на протяжении нескольких поколений. За убийство родственника здесь принято мстить семье виновника преступления.

ОБЫЧАИ ИНГУШЕЙ
ИГРА С ПОКОЙНИКОМ
В некоторых усыпальницах имеются поминальные ка-
меры, куда могли прийти родственники или друзья умершего и поиграть с ним в необычную игру. Она заключалось в том, что на полу поминальной камеры расчерчивалась «фигура с делениями; игравшие бросали на манер костей коротенькие четырехгранные палочки с нарезками»121, если палочки укладывались в деления, то выигрывал гость, посетивший камеру, если не попадали, то покойник.

Готовя угощения, ингуши говорили «Может быть, теперь и они окончили работы». Ужин был в своём роде пересылкой для умерших родственников, называемой «хето» и сопровождался молитвой. Хозяин дома просил Эштра о благополучии для умерших. Ниже приведен текст молитвы, со слов жреца Ганыжа

«Дай Бог, чтобы благочестивые умершие так же хорошо окончили свою работу, как окончили свою мы — живые; дай Бог, чтобы и урожай у них был хороший. От того, что мы передаем, пусть будет им такая польза, какая только желательна им. Дай Бог, чтобы присяжный брат, молочный брат и родственники, найденные чрез скот, дай Бог, чтобы все эти люди и им подобные, которых покойники пожелают иметь на своем пиру, так скоро являлись к ним. как скоро является караул на тревогу. И пусть они пируют с нашими покойниками до тех пор, пока го­ловы их не опьянеют от питья бокалов наших покойников, и животы не насытятся от пищи на пиру наших покойников. Кому они (покойники) желают дать, пусть для тех у них руки протянутся дальше, а если у них кто будет отнимать, тогда пусть у них хватит сил отстоять своё. Пусть зимой не замерзает пища у них, а летом не портится (точнее, плесенью не покрывается). Чего я сам не мог передать и чего хозяин не мог приготовить, то при свидетель­стве Луны и Солнца мы поручаем Богу и божьему Эштру: пусть они дополнят им это.»

ЭШТР: бог, владыка подземного мира мёртвых ингушей и чеченцев. Он мудр, обладает даром провидения. От удара его посоха дрожит весь мир. Сидя на высоком троне из человеческих костей в башне, вершит суд над душами усопших: в соответствии с поступками, совершёнными
ими при жизни.
ПЕРЕДАЧА СООБЩЕНИЙ МЕРТВОМУ
По народному верованию, в момент смерти, на рубеже между здешним и загробным миром, когда божий Эштр наполовину уже взял душу человека к себе, умирающий видит тот свет со всеми умершими до него. Этим пользовались окружающие и задавали ему вопросы вроде следующих: «Как живет такой-то покойник?» «В чем он нуждается?» и т.п. Если покойник не был похоронен надлежащим образом в усыпальнице эльгыц, то умирающий обыкновенно отвечал, что покойник бедствует без кровли. Если по покойнику не сделали поминок, то умирающий говорил, что тот не имеет пищи и живет подаяниями. Умирающему передавали также различные поручения на тот свет.
Tags: akievgalgei
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments