Дагот Ур (akievgalgei) wrote in anti_fasmer,
Дагот Ур
akievgalgei
anti_fasmer

Categories:

ДЬЯВОЛОБОГ/СОЛНЦЕЛУНА

Корейский язык 달[dal] луна, месяц
Албанский язык diell: солнце
Шотландский язык deil: дьявол
Бретонский язык diaoul - дьявол
Чечен.язык дела: бог
Ингуш.язык даьл: бог
Циганский язык дэвел: бог
Русский язык дьявол
Украинский язык гаспид: черт, дьявол
Осетинский язык дӕлимон: дьявол
Конкани язык: दोळो (doḷo): глаз
Маратхи язык डोळा (ḍoḷā): глаз
Ингуш.язык бӀарг: глаз
Арчинский язык бархъ: солнце
Аварский язык бакъ: солнце
Венгерский язык béke: мир
Эстонский язык rahu: мир
Ингуш.язык рейгунний: мир вещей(вселенная)

святилище Мятер-Дэла(трон богов)"-VI-VIIвв

Дяла, Де́ли — демиург, верховный бог ингушей и чеченцев. Он создал землю и миры, всё живое на земле, остальные боги подчиняются ему.
Остальные боги находятся в его подчинении. В основном, в преданиях они выступают как его дети. 

Нарты упорно соперничали со всеми богами, и даже с верховным. За это Дела истребил их, заставив 7-летним голодом выпить расплавленную медь

Дела — верховный бог, за 10 дней создал два мира. Мир живых (Малхи ) и мир мертвых (Iэл, Эл).Элом управляет его сын Эштр.

Когда Бог создал небо и землю, земля оказалась в три раза больше неба. И когда при соединении они не сошлись, Дела сжал землю, и от этого образовались земляные горы. Чтобы укрепить шатающуюся землю, он создал каменные горы. Эти горы с землей держатся на рогах быка, а бык привязан к столбу.
Когда Бог создал землю, то спросил: «Кто же будет держать землю?» . Явились быки и сказали: «Мы будем держать землю, если люди не будут нас запрягать по вторникам на работы и если во время езды будут давать нам мочиться стоя» . На таких условиях они держат на рогах землю. Никто не сумеет нарушить условие. заключенное с быками при сотворении мира, и в «День быков» , или во вторник, никто из ингушей и чеченцев не работает.

Баранту Дела создал для волков, но человек попросил у волка баранов, говоря: «Я буду держать для тебя и для себя вместе». Волк согласился на такое предложение и дал человеку свою баранту. В назначенный срок волк обратился к человеку с требованием возвратить половину баранты, согласно с условием. Но человек отказал. Тогда волк обратился с жалобой к Богу. Бог ему ответил: «Что я могу сделать для тебя? Что ты своими зубами достанешь, то и будет твое». С тех пор волк стал таскать овец у человека, и с тех пор между ним и человеком существует вражда. Суббота считается «днем волков» — «Бердзы-сотт» , и кто будет почитать ее, у того волк не будет таскать овец. Аналогичное с вторником и субботою происхождение имеет и понедельник «день ветров.
Дела — верховный бог, демиург.
Села — бог-громовержец, бог огня.
Гела — бог солнца (предположительно еще назывался Галь-ерд)
Елта — бог охоты и урожая.
Ел-да (Эштр, Этер) — бог мира мертвых.
Тушоли — богиня весны и плодородия.
Села-Сата — богиня искусства и ремёсел.
Дарза-нана (Фурки) — богиня вьюг[1][9]
Хи-нана — богиня воды.
Уна-нана — богиня смерти и болезней.
Миха-нана — богиня ветра.
Аза — мать бога солнца Гелы. По другим преданиям является дочерью солнца
Мехка-нана — богиня местности.Раньше жители аула Гвилети ее высоко чтили и обязательно ей молились, прежде чем взойти на гору Башлам. Эта богиня помогала путникам и тем, кто ходил в горы. Мехка-нана знает, где на горе спрятаны клады.Осенью она по низу горы протягивает невидимую веревку, и кто ее перейдет, тот неминуемо замерзает.
Малх — солярное божество. Также солнце называли "Дэла-Малх" ("божье солнце").
Бетта — божество луны.
Кинч — мать луны.
Мож — злая сестра солнца и луны.
Боги-покровители (младшие боги)
Младшими боги — местные боги покровители. У каждого народа и даже тейпа были свои покровители (Ауш, Болом, Цори, Байни и т.п), известные только им, но бывало что культ покровителя был распространен у нескольких родов (Мятсели,Тамыж, Галь, Молдз). Нередко покровителями становились бывшие когда-то основателями родов, уважаемыми люди, предсказателями или даже убитые молнией люди. Б.К Далгат в своем труде «Первобытная религия ингушей и чеченцев», называет это влиянием культа предков, возникшим в более поздний период.К имени покровителя добавлялось слово ерда, ерд, цӏу или даьла. 

Даьла къайле сага ха йиш яц.
Никому не дано проникнуть в тайны божьи.

ИНГУШСКАЯ ПРИТЧА ЗВЕРОПОДОБНЫЕ
 
Звероподобные
Слепил Даьла из глины человека. Ангел привел из рая душу. Ее и вложили в первого человека.

Дьявол, всегда споривший с Богом, тоже решил создать человека и слепил не одного, а с десяток. А где взять души? Кто пустит его в рай? Делать нечего, и дьявол стал брать души разных зверей: медведя, волка, лисы, кабана, осла, змеи и других – и вкладывать их в свои творения.

Вот почему настоящих людей мало, но зато много по облику человекоподобных, а по нутру – звероподобных.

Оакхаройоамалашйоахканах

Даллас лоабатах саг хьаваьчул т1ехьаг1а малейкага ялсамалара цхьа са доаладайтад. Из са чу а деллад.
Яхь лаьца лелача шайт1о а лаьрх1ад цхьа адам хьаде. Ца1 ца веш, лоабатах цхьа иттех ваьв. 1очудолла са дий? Шайт1а ялсамала чудутаргдар малав? Кхы де х1ама доацаш, шайт1о оакхарой синош 1очудийхкад, - ча, бордз, цогал, нала, вир, б1ехал, иштта кхыдараш а хьалувцаш.
Цигара хьадоаг1а: бакъвола саг наггахьа мара нийса ца валар, дукхаг1бараш цхьаццача оакхарой оамалаш йолаш хилар

У всемогущего бога Дяла было много детей. Среди них были братья ерды - божественные Мятцели, Амага-ерда, Хал-ерда, Тамаж-ерда и Саниба-ерда.

Старшим из братьев был Мятцели. Он первым ушел из семьи и поселился на вершине горы Мятлам. Другие братья расселились по тем местам, где сейчас находятся их храмы. Лишь один из братьев, Саниба-ерда, как младший, остался на месте. К этим братьям подселились другие ерды. Так, к Мятцели подселились и породнились с ним ерды Мятар-Дяла и Сусан-ерда.
В год раз, а иногда и два раза, от Саниба-ерда ночью высоко вверх поднималось сияние. Цай-саг - жрец знал дни, когда обычно это происходило. В это время он и его подручные ночами наблюдали за храмом. Когда сияние возникало, то с утра начиналось празднество и в течение трех дней при храме жгли свечи и костры.
Все братья ерды незримо ходят среди людей. В последний месяц лета, в Сели-бутт, был определенный день, в который, считалось, ночью собирались все братья ерды и решали свои общие дела.
В ту ночь у всех храмов жгли костры и возносили моления.

День спустя после чествования его «брата» Амгали-ерда, по всей Ингушетии происходили празднества в честь Тамыж-ерды. Жюль Клапрот и Г. Вертепов датировали их между 10-ми 14-м июня, Чах Ахриев и другие исследователи — июлем месяцем [1, с. 11]. Ингуши чётко выполняли указанный божеством маршрут и распорядок.

Ингуш.язык Отчай  (б) – языческий гимн Солнцу
Ингуш.язык  Оччи  // оччи,  Даьла  –  возгласы,  которыми  сопровождались празднества в честь Солнца.
Ингуш.язык Отче: идол, божество.
Ингуш.язык Отче: 1 круг зодиака, 2 место, где впервые на кавказе был создан круг зодиака - столовая гора |мятт-лоам|б||. сохранились остатки глыб со знаками, вросшие в землю, составлявшие некогда кресла - сидения со знаками зодиака.
Ингуш.язык отче: место становления, перен. - родина.
Ингуш.язык хето  (д)  –  обряд  посвящения  жертвенной  пищи,  урожая,  животных  (жертвенных),  коня  (мужчине),  душам умерших  родственников  (а  также  божествам),  жены умершему мужу
Ингуш.язык  цIен-саг  (цIен-нах) (в, б) //
цIей-саг (цIей-нах) (в, б) – жрец цIув  (-наш)  (в,  б)  –  1)  патрон,  божество  (божественный  покровитель);  2)  значок  жреческий,  обязательно  белого цвета; 3) жрец

Ингуш.язык Саьма  Села  (в)  –  Чуткий  Села  –  один  из  эпитетов  божества Села
Ингуш.язык Села бутт  (б) – соответствует маю
Ингуш.язык Села  тIаьск  (-аш)  (д,  д)  –  очертания  молнии, как  образ  стрелы божества
Ингуш.язык Селинг  (-аш) (д, д) –  столпообразное святилище с нишами сини  (д)
Ингуш.язык синел  (д)  –  жертвоприношение  по  усопшим  за  минувший год
Ингуш.язык сини  шоатта  (д)  –  субботний  день,  на  который  приурочивалось жертвоприношение
Ингуш.язык синнел  (д) – жертвенное мясо, поминальная пища текъам  (б)  –  1)  молебен;  2)  пища,  которая  предназначалась храму
Ингуш.язык текъам дуIа  (-аш) (д, д) – языческое моление
Ингуш.язык текъама илли  (-еш) (д, д) – языческое обрядовое песнопение

Tags: akievgalgei
Subscribe

  • Зима и арбуз

    В талышском, армянском и грузинском слова "арбуз" и "зима" - однокоренные. Талышский: Зима - зымсон Арбуз - зымсони Грузинский: Зима: замтари…

  • ЭВЕНКИЙСКИЙ ЯЗЫК БРАТ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОГО ЯЗЫКА

    Эве́нки (самоназвание — эвэнкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году; старое название — тунгусы. Отдельные группы эвенков были известны как…

  • ИВРИТ КУЗЕН ИНГУШСКОГО ЯЗЫКА

    Иври́т (עִבְרִית — «еврейский язык») — язык семитской семьи; государственный язык Израиля. Между XIII и VII веками до н. э. иврит становится…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment