Дагот Ур (akievgalgei) wrote in anti_fasmer,
Дагот Ур
akievgalgei
anti_fasmer

Categories:

ИНГУШСКАЯ ШВЕЯ

Ингуш.язык тега: шить
Ингуш.язык тегар де: шить
Ингуш.язык тегархо: швея
Ингуш.язык тег [тоьганин, тоьганина, тоьгано, тоьгане, д; мн. тоьганаш, д] шитье
[тоьгу, тийгар, тегана] сшить, шить
Русский язык стегание, стеганный, стежка, застегну, застегнув

Ингуш.язык тиег, тега, тегу, тегьи, тоьгана, тиеган, тегар, тига, д1атеган: шить, шью...... зашив
Башкирский язык тегеү: шить
Татарский язык тегәргә: шить
Древнеанглийский язык tiegan "завязывать, пристегивать

ингушский язык тиеган: зашивать
Древнерусс.СТЕГАТЬ ‘шить’ – ингуш.ТИЕГАДЕ, ТИЕГИЙТА ‘шить, стегать’ (стеганный)
Английский язык tighten: натягивать, сжимать
Чечен.язык шитье(to:ьgana): тоьгана
Чечен.язык шитье(tе:gar): тегар
Английский язык tog: пальто, одежда
Английский язык together: тесно связанный, совместно
Английский язык toggery: одежда, облачение
Ингуш.язык тогильг-някъан: тогильговы, род, фамилия в ингушетии.

Ингуш.язык тейтакхле-дема : текстильная промышленность.
ИНГ ТЕЙТАКХАЛ СТАЛО TEXTIL
Тексти́ль (от лат. textus «ткань, материя») — изделия, выработанные из гибких, мягких волокон и нитей (ткани, вата, сети и т. д.), изготавливаемые обычно из пряжи на ткацком станке.

Ингуш.язык тей(нить) +такхал(волочение) : текстиль
Французский язык textile: текстиль
Традиционные ремесла ингушей. Ткачество, шелководство

. Ткацкое ремесло очень древнее и ингуши широко занимались им. В основном ткачеством владели женщины, и эта была прерогатива. Начиная от стрижки овец и кончая изготовлением одежды женщины, трудились, не покладая рук. Полученную шерсть предварительно расчесывали вручную («къадж ду»). Заметим, что шерсть стирали у реки, добавляя горское мыло — «кха», состоящее из равных частей древесной золы, животного жира и желтой глины. После этого просушенную шерсть расчесывали («оалх») с помощью «ехк» — чесалки (см. фото). Следующим этапом делали «корхаш» — небольшие мотки шерсти, подготовленные для прядения. Пряли нить — «аьхинш». Шерстяную нить («цхьалха аьхинг») 15-16 веретен завязывали (заправляли) в ткацкий станок и ткали полотно «маша» — домотканое сукно. Вышеназванное количество шерстяной нити (15-16 веретен) хватало для изготовления одного куска сукна на один бешмет «г1овтал», или черкеску — «чокхи» (подробнее в разделе «орудие труда»
ИНГУШИ Нитки готовили из дикой конопли, предварительно замачивая сырье в воде. Затем, убирали твердые части стеблей. Кожицу, т.е. волокнистую часть растений тщательно расчесывали костяными или железными скребками. На небольшой промежуток времени проваривали в воде, сушили и делали нитки, различной толщины бечевки, веревки.
Нитки делались также изо льна (геж) и шелка
Женщины «изготавливают тонкую шерстяную материю, которая используется в шитье одежды для них самих, ...мужей и детей», - писал и Ю. Клапрот. «Жены у них портные, ткачи, швеи, тесемщицы», - отмечал С. Броневский.
Исследователь О. Маркграф дал подробное описание станка для ткачества (дахьар), который состоит из «кресла, ва­лика и гребня, двух направил и челнока. Все указанные части неразрывно свя­заны друг с другом. В начале кресла под руками ткачихи расположен валик, вращающийся горизонтально вокруг своей оси; он предназначен для перво­начального прикрепления ниток основы и для наматывания уже сотканного сукна. Гребень удерживает параллельность ниток, причем, одно направленно двигает одну половину ниток основы, а другое - другую. Челнок ходит попе­рек между ними с пряжею утка».
Техника ткачества имела идентичный характер у многих народов Кавказа. «Мастерицы работали так быстро, что исследователям трудно было понять неуловимые движения рук и технику работы», - отмечает А. Пиралов.
Особого искусства требовало изготовление мягкой шерстяной ткани (исхали). Производство сукна было развито во всех ингушских селениях. Жен­щины делали из шерсти домотканое сукно (маша). Сукно могло быть цвета шерсти, но его могли и окрашивать.
Для изготовления красителей использовались листья мелкого ореха, дикой лесной яблони, кора дуба, ольхи, грецкого оре­ха, шелуха лука и т.п., из которых получали черный, желтый, коричневый и другие цвета. В более поздний период краски покупали на рынках. Во время прядения могли просто смешивать черную и белую шерсть. Крашеную ткань для сушки вывешивали на веревку, при этом к концам материи подвешивали какой-либо груз, чтобы равномерно растянуть ткань.
Из сукна шили одежду для членов семьи: бешметы (г1овтал), башлыки (палчакхаш), платья (кочамаш); женские головные уборы: шаль с бахромой (чачакх улла йовлакх), большие платки (маша), которые накидывали на голову так, чтобы один конец платка свисал спереди, другой - сзади.
Особое значение ингуши придавали изготовлению черкесок (чокхи). Из сукна домашнего изготовления шили повседневные мужские и женские черкески. Черкески, башлыки и другие изделия ингушских мастериц имели спрос на Кавказе, отмечал О. Маркграф, он же писал, что терские казаки покупали их в огромном количестве на рынках Северного Кавказа.
Праздничные черкески шили из привозных тканей, кото­рые купцы рулонами (тупаш) привозили из Турции, Китая, других регионов. Девушки предпочитали светлые тона, а старшие женщины - бордовые. Каждая деталь такой черкес­ки имела свое смысловое значение. Рукава – падуги - покрывали кисти рук девушки и юноши, предохраняя их от случайного прикосновения.
Шелк попал на Кавказ по Великому Шелковому пути, ответвления ко­торого проходили и через горы Центрального Кавказа. В средние века он уже был хорошо знаком ингушским женщинам. Описывая женскую одежду из могильников с. Эгикал, Е. Крупнов отмечал на некоторых из них верхнюю одежду из шелка красного, синего, зеленого и оранжевого цветов; на талии пояс, на котором крепилась сумочка с шелковыми цветными нитками, иглами и наперстками.
Постепенно в хозяйстве было освоено и шелкоткачество. В XIX-XX вв. ингушские женщины занимались разведением шелкопряда (салазаш) и производством шелка. По рассказу информанта из с. Барсуки Шафиат Гагиевой, грену шелкопряда «помещали в маленькую коробку и давали в качестве корма листья тутовника (гаьнкомар). Шелкопряды очень быстро росли. Затем их перекладывали и снова кормили листьями. На каком-то этапе они начинают вырабатывать тонкую шелковую нить».
«Питание устарелым листом вызывает плохое развитие и небольшой урожай коконов», - писали в июне 1927 г. в газете «Сердало» о результатах работы населения по разведению шелкопряда.
Источник: этнографический дневник исследователя З.Дзараховой.

Tags: akievgalgei
Subscribe

  • БАЙКАЛ - Космическое озеро / Проход в иные миры

    Байкал, крупнейшее пресноводное озеро; Байгол, Турочакский район, Алтай, озеро; Байкуль, Татарстан, озеро; Бай-холь, Тыва, озеро; Бай,…

  • Нерадивые ученики

    Нерадивые ученики – это мы, современные люди. Плохо мы учимся у наших предков. Повторяем их ошибки, не следуем их мудрым советам. Об этом хорошо…

  • МОЧЕГОННЫЙ МИЧИГАН

    Мичиган - великая мочегонная почка Америки. migan [миган] (арх. англ.) – мочиться; micga [микга] (арх. англ.) – моча; moccio [моччо] (ит.) -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment