Дагот Ур (akievgalgei) wrote in anti_fasmer,
Дагот Ур
akievgalgei
anti_fasmer

Categories:

ИНГУШСКИЕ МИФЫ О СОЛНЦЕ, ЛУНЕ, И ИХ ЗЛОЙ СЕСТРЕ

Ингуш.язык
Бетта — божество луны.
Кинч — мать луны.
Мож — злая сестра солнца и луны.
Малх — солнце
Гела — бог солнца
Аза — мать солнца

В мифах ингушей солнце и луна являются братьями, иногда же солнце выступает как брат, а луна - его сестра (См.: Далгат У.Б., 1972. С. 257-25S). 

 «Солнце и луна - это влюбленные друг в друга брат и сестра, которые никак не могут встретиться» (с. Дарваг) (Сефербеков Р.И., 2005. № 1. С. 96).

Помимо сюжета о несостоявшемся инцесте и определения пола солнца и луны, эти мифы повествуют также о порядке пребывания светил на небе и о причинах появления пятен на лике луны.

Аналогичный сюжет записан У.Б. Далгат у ингушей. В частности, в мифе «Как произошли Солнце, Луна и звезды» повествуется о юноше-кузнеце, который решил посвататься к девушке, жившей в большой башне. Юноша не знал, что эта девушка была его сестрой, но она знала и не могла сказать.

Юноша раскалил золотую палицу и темной ночью пошел к девушке. Увидя его и боясь встречи с братом, девушка бросилась бежать. Он побежал за ней, но никак не мог ее догнать. Они так бежали, пока не умерли.

Юноша превратился в солнце, девушка в луну. Говорят, что и поныне он стремится догнать ее, пробегая круг за кругом (Далгат У.Б., 1972. С. 257-258).

Мотив инцеста между братом-месяцем и сестрой-солнцем зафиксирован и в мифологии эскимосов (См.: Харузин Н., 1905. Вып. IV. С. 159).

«У племени мбокоби в Южной Америке луна играет роль мужа, а солнце - его жены. В мифологии алгонкинов солнце, наоборот, выступает как муж, а луна как жена... У индейцев оттава Солнце и Луна описываются как брат и сестра. У египтян Озирис и Изида были в то же время солнцем и луной, братом и сестрой, мужем и женой. То же было и у перуанцев с солнцем и луной. Браки инков между братьями и сестрами находили, таким образом, свой смысл и оправдание в самой религии» (Тайлор Э.Б., 1989. С. 131-132).

Ингуш.язык буд/бутт: влагалище, месяц-луна
В большинстве традиций луна, ответственная за менструальный цикл женщины и являющаяся поэтому символом женского начала, выступает в роли жены солнца. Однако у некоторых народов (японцев, жителей Океании, отдельных племен Африки и Северной Америки) луна, напротив, наделяется мужским обликом, а солнце - женским ( Вовк О.В., 2005. С. 63).

Так, в соответствии с верованиями чеченцев и ингушей, «черное пятно посредине луны - это лошадь, которую носит на себе луна» (Далгат Б.К., 2004. С. 162).
Более обстоятельную картину верований чеченцев и ингушей относительно затмений солнца и луны дал известный этнограф-кавказовед Б.К. Далгат. Он писал: «Хотя Солнце и Луна от разных матерей, но они считаются братьями. У них есть злая сестра Мож, которая сожрала всех своих родственников на небе и теперь постоянно гоняется за Солнцем и Луною. Когда она догоняет их и заслоняет собою, происходит затмение. Мож отпускает Луну и Солнце только в том случае, если ее будет просить перворожденная невинная девушка. Во время затмения на Луне виднеется что-то вроде черной нитки: это, говорят, - ружье караульщика, который оберегает Луну от нападения сестры» (Далгат Б.К., 2004. С. 163-164).

Б.К. Далгатом у чеченцев и ингушей. Он писал: «Два раза в году бывает равноденствие: летом и зимою. В это время Солнце гостит дома у своей матери; зимою оно гостит трое суток, а летом три недели. Выйдя из дому, Солнце шесть месяцев путешествует, затем возвращается домой и снова пускается в шестимесячное путешествие. Если почему-либо Солнце запоздает и не восходит, то вайнахи горюют, говоря: «Не будет ли у нас солнечное затмение, или, быть может, его удерживает мать?» (Далгат Б.К.,
Так, довольно обстоятельно и подробно они описаны со слов ингушского жреца («цай-саг») Ганыжа у чеченцев и ингушей известным этнографом-кавказоведом Б.К. Далгатом. Он писал: «Чеченцы также высоко чтут Солнце. Составляют мифы о нем и просят благодати. Они считают его добрым божеством. Оно играет большую роль почти во всех празднествах в честь других богов; все молельни обращены у них к Солнцу, на восток; с высоты горы Будур-лам они с благоговением наблюдают ночью, как вдали восходит божественное Солнце, величиною в целый город. Когда оно восходит, все возносят хвалы ему и молят: «Божье Солнце (Дэлä - Молх), принеси нам благодать свою». Луна пользуется меньшим уважением, тем не менее и она, как брат Солнца, считается божеством. Солнце и Луна ан-тропоморфизируются чеченцами. У Солнца и Луны есть матери; мать Солнца, или Малх-нана, зовут Азой, а мать Луны, или Беты-нана, - Кинч.

Солнце, говорят ингуши, утром выходит из моря и вечером вновь в него погружается; когда оно поднимается над горизонтом, то от него отделяется что-то черное; это, говорит народ, море сливается с солнца. Это продолжается, пока оно не поднимется саженей на 300 над морем вверх, постепенно накаливаясь и сверкая. В это время на него можно смотреть, потому что, выкупавшись в холодном море, оно не успевает накалиться» (Далгат Б.К. Указ. соч. С. 161-162).

Дахкильгов приводит текст моления под новый год жреца «богу солнца»
-Малх (См.: ЗязиковМ.М., 2004. С. 137):
Из чрева вышло, из чрева идет.
Озарились земля и небо.
Золотом блещет сиянием яркий,
щедротами идущий О, бог золотой Малх (Солнце) !
(Антология ингушского фольклора, 2003. Т. 1. С. 186)

Интересно отметить, что Ю.Д. Дешериевым «верховным богом солнца и неба» в древнем языческом пантеоне чеченцев и ингушей назван Дела (чечен.) // Даьла (инг.), а богиней луны - Кхинч (См.: Дешериев Ю.Д., 1963. С. 70).

А.Х. Танкиев отмечает, что в мифологических представлениях вайнахов, солнце мыслилось как светило, подчиняющееся воле Дяла (См.: Танкиев А.Х., 1997. С. 39). Из мифологических персонажей, имеющих какое-нибудь родство с солнцем и луной, он выделяет следующие: Аза - богиня, мать солнца, покровительница всего живого; Маїлха Аза - богиня, дочь солнца. По преданию, она родилась из луча солнца и является животворящей силой солнечных лучей; Мож -злая сестра солнца и луны, которая, по преданию, гоняется за ними по небу и хочет их съесть; Кїинч - мать луны, покровительница всех мертвых (Танкиев А.Х., 1997. С. 39).

Следует отметить, что для древних египтян, как и для других народов, была свойственна зооморфная модель земли и мира, которая, по мнению И.М. Денисовой, «является одной из самых архаичных и возникла, скорее всего, в палеолите» (Денисова И.М., 2003. № 6. С. 20).

Гéла - в мифологии ингушей и чеченцев Бог солнца
Ф.И Горепекин приводит как вариант имя Галь-ерд.
У И. Дахкильгова он назван - XIало- бог неба
Живет на небе вместе с богом Селой. Гела днём освещал мир людей, повернувшись к нему лицом, и своими лучами, содержащими мужское семя, оплодотворяет всё живое. А ночью он освещал мир мёртвых, но отвернув от него своё лицо, поэтому в этом мире нет тепла и жизни. Два раза в году в дни равноденствия Гела гостил у богини Азы. Богу солнца регулярно возносились молитвы в ингушском святилище Галь-ерд.

ЯЗЫЧЕСКИЕ ХРАМЫ ИНГУШСКИХ БОГОВ
Храм Молдз-Ерды- Горная Ингушетия с.Ольгети,IX-XIвв.

11.Молдз-Ерда-с.Ольгети,IX-XIвв.
12."Важагат"-VIII-Xвв.
13."Малад-Йерда"-ус.Ляжги,VIII-Xвв.
14."Морч-Села"-с.Моржчие.
15."Гал-Ерда"-с.Шоан,VIII-XIвв.
16."Макхала"-с.Шоани,VIII-XIвв.
17."Балам-Ерда"-VIII-XIвв.
18."Итаз-Ерда" с.Ольгети.
19."Дзарака-Дэда"-с.Хулий,X-XIвв.
20."Йерпатие"-VIII-XIвв.
21."ЦIувге"-VIII-XIвв.
22."Маги-Йерда" в урочище Магате.
23."Ткъамаш-Ерда"-XIII-XIVвв.,Салги XIII-XIVвв.
24."Селашатс"-Столпообразное святилище ус.Лялах VIII-Xвв.
25."Цулгате"-с.Хули, VIII-Xвв.

Tags: akievgalgei
Subscribe

  • Сорок сороков

    40 – всегда «много», «большое множество» («дальше некуда»): • cвязка из СОРОКА («большого числа») шкур; • убито СОРОК ( = «много») князей; •…

  • САКСОНЦЫ - СЫНЫ САКОВ

    Возможно, что слово КАЗАК от КА+САК, то есть, буквально, «как сак». Саки – это те же скифы. Буквально слово САК (или САГ) означает «олень». В…

  • СЧЕТ, ЧЕТ, ЧИТАТЬ, ЦИТИРОВАТЬ

    kantele [КАНТЕЛЕ] (фин., карел.), kannel [КАННЕЛЬ] (эст.) - гусли, щипковый музыкальный инструмент (под который пели эпические произведения) - он…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments