TrueView (trueview) wrote in anti_fasmer,
TrueView
trueview
anti_fasmer

Category:

Свенельд

https://trueview.livejournal.com/218819.html

Свенельд (др.-сканд. Sveinaldr) — воевода, соправитель Святослава Игоревича. Не исключено, что после смерти Святослава Свенельд обладал (в годы юности Ярополка Святославича) полномочиями великого князя и фактически был единовластным правителем Руси.

Имя Свенельда в летописях передано по-разному: Свѣналъдъ, Свѣнгельдъ, Свѣнгелдъ, Свѣньгелдъ, Свенгелдь, Свентелдь. Имя Свенельд скандинавским сагам неизвестно, представлено в тексте русско-византийского договора 971 года в Ипатьевской летописи.

Иногда историки отождествляют Свенельда со Сфенкелом (греч. Σφέγκελος) — «третьим по достоинству после Сфендослава» (вторым был Икмор) из «Истории» Льва Дьякона, он же Сфангел Скилицы, считавшийся им вторым в войске русов. В 971 году Сфенкел/Сфангел, возглавляя 7-тысячную дружину, защищал Преслав, а после его падения прорвался в Доростол к Святославу. Однако под Доростолом, по византийским источникам, он был убит, а Свенельд ещё не раз встречается на страницах русских летописей. Имя Свенельда стоит наряду с именем Святослава в договоре Руси и Византии 971 года, который был заключён после гибели Сфенкела/Сфангела.

Летопись называет Свенельда воспитателем сына Игоря — князя Святослава — наряду с боярином Асмудом.

В русско-византийском договоре 944 года Свенельд не упоминается, но Новгородская летопись младшего извода говорит о его участии в завоевании уличей и сборе дани с подвластных славянских племён. Свенельд имел личную дружину и обладал значительными богатствами.

Свенельд возглавил карательный поход по подавлению восстания древлян, поддержав вдову Игоря, княгиню Ольгу.

При Святославе Свенельд был одним из приближённых воевод, владел собственной дружиной «отроками», участвовал в походах князя на Болгарию и Византию. В 972 году он отговаривал Святослава идти в Киев через днепровские пороги, зная, что там устроили засаду печенеги, предлагал путь «на конях». Свенельд отправился конным путём через юго-западные земли Руси и благополучно вернулся в Киев, а князь отправился по Днепру и в битве на порогах с печенежским ханом Курей погиб.

При старшем сыне Святослава Ярополке Свенельд остался в большой силе. В это время возникает конфликт между Свенельдом и братом Ярополка Олегом, который правил древлянской землей. В 975 году, охотясь в древлянских землях, сын Свенельда Лют был убит Олегом. В ответ Свенельд начал подстрекать Ярополка начать войну с братом, что тот и сделал. Смерть Олега в 977 году в городе Овруч привела к концу карьеры старого воеводы: «Смотри, — сказал ему Ярополк над трупом брата, — ты этого хотел». Место Свенельда при князе занял воевода Блуд. К 978—980 годам Свенельд, видимо, умер, поскольку больше не фигурирует в описании войны Владимира и Ярополка [1].

В 2013-2014 годах был опубликован новый и неизвестный источник — Будинский изборник IX-XIVвв.: «Арамейская библия» и «Аскольдова летопись» (БИ).

В БИ сообщается, что Свенельд
сын Асмунда-Асмуда (Ásmundr), внук Фарлофа (Farláfr, Farleifr потомок путешественника), посла Олега в Византии:

В год 912-й отправил Олег своих послов к грекам для вторичного продления мира, как то было при тех же цезарях Леоне и Александре, и главный посол Карл, первенец Трувора, вручил цезарям договор от Олега, где было записано следующее: «Мы, от рода русского послы Карл, Инегельд, Фарлоф, Велемуд, Рулав, Гуд, Руалд, Карн, Фрулав, Рюар, Актевон, Труян, Лидул, Фост, Стемид, посланы от Олега, великого князя русского, и от других светлых князей Руси, и от бояр, и от всех, кто под властью Олега, мир и дружбу между Русью и христианами продлить, и удержать их вечно, и чтобы никаких обид ни князьям, ни купцам, ни простолюдинам, ни другим христианам, и русам, и словенам, и всем, кто живет у греков и на Руси, не чинить...»


Кьёл (Каял), Фарлаф (Фарлоф, Фрол), Рулав (Рольф), Лидул, Стемид — сыновья Ягуна (Якуна, Хакона).

БИ: В год 857-й пришел из-за моря на Русь Словенскую Ягун, ярл варягов-норманнов, со своими родами и детьми, и с воинами многими, чтобы дани и платы от словен взимать за гибель их отца Гунульфа и брата Озьмика (Кузьмой наречен на Руси), но подготовились против них Вадимир и дядя его Будигост с сынами Избором и Инаром, и большое войско словенское и русское, и от мери вышло навстречу норманнам к Ладоге, и был бой, и побежали Ягун с варягами обратно на Взморье, а Каяла убили рожном, а Рулава взяли в плен с братьями, и они остались потом на Руси с добром и семьями своими…

Нестор умолчал о том, что отношения между словенами и норманнами были враждебными и что в 857 г. на Ладожском озере, в устье Волхова, флот норманнов под руководством ярла Якуна (Хакона) потерпел поражение от флота словен под командованием князя Гостомысла. Нестор умолчал в своей летописи и о том, что в конце 862 г. на Ладогу и на Новгород нахлынуло еще одно нашествие, на этот раз шведское, якобы в помощь князю Рюрику, но на самом деле в целях отмщения словенам за гибель ярла Гунульфа.


БИ:  В год 914-й умер Рулав, сын Хакона и посол Олега в Царьграде.

В тот же год призвал Игорь всю свою родню и род Хальгарда, то есть Олега Второго, и его детей Игоря и Акуна и детей Улеба, а это братья Искусев и Слуд, и Прастен, и Карл с сыном Иваром и с младшими детьми, и Руальд с сыном Вуефастом, и Вельмунд с детьми Каницаром и Шихберном, и Аибиаром, и все они варяги-русы, а от варягов-норманнов призвал ярла Фарлофа: ведь он самый главный вождь и посол Олега, и сына его Асмунда с внуком Свенельдом, и род Лидула со Стемидом, а также других варягов.

В год 915-й пошел Ингвар с Асмундом на древлян, и хотели они поймать их князя Мала и ослепить его; и сын Асмунда Свенельд со своей дружиной и с варягами победил древлян и возложил на них более тяжелую, нежели при Олеге, дань, но Мал вскоре убежал от них с небольшой дружиной в густую лесную чащу, которая находилась за рекой Горынью, и нет дороги в те края, и так спасся от погибели Мал.

В тот же 915 год умер Фарлоф, великий вождь и первый посол и друг Олега, и прожил он восемьдесят три года, а род его — это сын Асмунд и внук Свенельд, или Свенальд...

В тот же год 915-й пришли впервые печенеги на Русь и с миром ушли из Руси к Дунаю, на болгар и их царя Симеона, но очень испугались сражения с грекамии вернулись к себе, за Дунай...

В год 916-й пошли Асмунд и Свенельд снова на древлян и взяли княжича Святослава в первый раз на войну, и было отроку Святославу шесть лет, и он был крепкий и сильный мальчик и сидел на коне уверенно, и были при нем малый меч и копье, и его воспитатель и дядька Асмунд всегда был рядом с ним...

...И увидели древлян напротив себя, и бросилась на них дружина Свенельда, а княжич Святослав поднял копье в сторону древлян и бросил его на них, и копье немного пролетело и ударилось о землю около ноги коня, и сказал Свенельд: «Вот князь почин показал, а мы, дружина, поддержим князя». Но испугались древляне варягов и побежали в свой город Искоростень и заперлись в нем...

...Свенельд же приказал город этот окружить большими деревянными щитами и выставить заставы, и древлян из города не выпускать, и морить их голодом до тех пор, пока не выдадут варягам своего князя Мала, но князь Мал опять убежал из города за реку Горынь, и варяги вернулись в Киев без успеха, потому что Мала не поймали...

В год 924-й восстали древляне с князем Малом против полян и их князя Ингвара, и многие села Руси сожгли, и многие беды натворили русам; и пошли на древлян Ингвар с Асмундом и Свенельдом и с русскими воинами и варягами, и снова покорили древлян, а Мала не поймали, но с большой данью вернулись в Киев.

В год 937-й пошел Ингвар с большим войском и с варягами, и с Асмундом, и со Свенельдом на древлян, на Мала, и устроили тайную засаду в густом лесу, у дороги к их городу Искоростеню, и окружили город, и ночью поймали несколько древлян, которые хотели выйти из города, и пленили детей Мала: сына Добрана, который был очень крупного телосложения, и дочь Малушу;... и спрашивает Добрана Свенельд: «А где отец ваш, князь Мал, мы пришли за душой его».

И отвечает Добран: «Отец наш живет во Вручем». И это же подтверждают другие древляне... И второй раз спрашивает Свенельд: «А где ваша мать?» И отвечает девушка: «Наша мать умерла давно, а я живу у брата моего Добрана, и он мне как отец, а наш родной отец снова женился, и молодая мачеха недобра к нам, и живут они во Вручем»... И в третий раз спрашивает Добрана Свенельд: «Коль пойдете служить к Ингвару, то добро будет вам и городу вашему, потому что установим малую дань и мир дадим этому городу навсегда...».

И говорит Добран: «Давно хочу русам служить, потому что у полян жизнь справедливая, но боюсь отца Мала, потому что он зол на полян и на князя вашего, а мать нашу не любил и гневался на нее всегда, пока она не умерла...».

В год 941-й второй раз пошел Ингвар на греков с большой дружиной, где были и русы, и словене, и кривичи, и чудь, и меря, а военачальниками их, кроме варягов и норманнов Свенельда, были и князья из русов и словен: Владислав и Игорь, и Акун, и Ивар, и Вуефаст, а это все родня Ингвара... Князь же Святослав, мать его Ольга и Асмунд с дружиной остались в Киеве из опасения набега печенегов... И пришли на греков с большим войском, свыше десяти тысяч воинов, и начали грабить земли пафлагонские, и дошли до берегов черноморских, и вошли в Суду, и многих греков убили, и села их сожгли, и храмы христианские разграбили, и все добро забрали у них...

И пришли к Царьграду на помощь грекам вся Македония и Фракия, и болгары, всего сорок тысяч, под началом Феодора и Феофана, и пустили на лодки и насады русские огонь страшный, даже вода загорелась от него, а люди от жара и огня выбрасывались в море и погибали... И так в великом страхе Русь безбожная вернулась ни с чем в Киев, а многие убитые остались лежать в Греческой земле, и могилы их неизвестны, а других море поглотило, а кто попал к грекам в плен, то тех греки ослепили, после чего отпустили домой. И все вернувшиеся говорят, что небесными молниями обладают греки и никогда мы не одолеем их...

В ...год 943-й умер Асмунд, отец Свенельда и воспитатель Святослава.

В год же 945-й пошла дружина Свенельда на древлян и взяла с них огромную дань, но Мала снова не поймали и вернулись обратно в Киев, и десятину отдали Ингвару, и закричала дружина Ингвара, что мала эта десятина Свенельду, и говорят Ингвару: «Пойдем, князь, за данью на Мала»... И послушал их князь, и пошли на древлян, и дань во второй раз взяли, и отпустил Ингвар дружину к дому, и, подумав, решил князь: «Пойду за данью в третий раз, и пусть немного, но возьму снова с охраной ближней своей еще». Но древляне послали за Малом и говорят ему: «Вот идет Ингвар на нас в третий раз, и его дружина мала»...; и пришли русы к Искоростеню с малой защитой, но злохитрый Мал внезапно вышел из города и окружил малую охрану Ингвара и перебил всех, и остался один Ингвар, и говорит ему Мал: «Если повадится волк в овчарню, то уничтожит все стадо, но ты больше не придешь сюда». И приказал привязать князя к двум изогнутым книзу деревьям и отпустить их вверх, и был разорван князь Ингвар на две части. И так умер Ингвар страшной смертью, и это случилось из-за его жадности, ради наживы отдал свою жизнь, и есть могила его у города Искоростеня, у тех деревьев, до сих пор...

В год 946-й пошла Ольга на древлян, на Искоростень, чтобы отомстить за Ингвара и большую дань получить от древлян; и окружила своим огромным войском весь город, и целый месяц морила голодом древлян, а потом попросила от древлян дань малую: по паре птиц от каждого дома, и когда древляне дали ей эту дань, надеясь, что Ольга наконец отойдет от города, то княгиня перехитрила их: приказала поджечь птиц и выпустить их обратно в город: птицы полетели и подожгли все дома в городе; русы ворвались в горящий город и стали избивать древлян и, победив их, возложили на них тяжелую дань, а бояр  древлянских заключили в цепи и в колоды и увели их в Киев; ведь Ольга была очень мудра и умна, как и ее отец Олег Вещий, и своей мудростью она победила древлян.

А Мала поймал Свенельд и приволок его на могилу Ингвара, и там изрубил мечом Мала на части Свенельд, и его труп варяги сожгли в прах, а голову Мала воздели на копье для устрашения древлян...; так Свенельд отомстил Малу за выбитый им глаз у Асмунда, отца Свенельда...

В год 964-й пришли Святослав и Свенельд на реку Оку, на вятичей, которые не хотели платить дань Руси, потому что уже платили хазарам, и победили вятичей, и возложили на них дань, и приказали не платить дань хазарам, а их сборщиков дани брать в плен и убивать...

В год 965-й пошли в поход многие воины Полянские, словенские, варяги-русы и варяги-норманны со своими князьями Святославом, Турдом и Фастом и с воеводами Свенельдом, Мууствигом, Луудвигом и Нуурвигом, сыновьями Свенельда, и пришли они к хазарскому городу Итилю, что построен на берегах великой реки под названием Атель, которая течет в море Каспийское, очень великое, и простирается на юг до Персидских земель и до гор Кавказских, где очень жаркое солнце, и от этого жара на земле выступает соль, которая, как белый лед, лежит в оврагах...

...И подошел Святослав с войском к этому городу Итилю и вскоре овладел городом, так как защитные стены его были сделаны из земли, а кагана Иосифа, со многими его хазарскими боярами, убил и семьи их полонил, и имущество их разорил, а касоги и ясины также были побеждены и многие убиты, а другие ночью бежали от русов на юг, и говорят, что эти касоги имеют веру иудейскую и очень хитрые, и нечестные, и лживые...

В год 971-й умер в Полоцке князь Улеб, отец Рогволода и правнук Вадимира.

В тот же год пришел Святослав к Преславу с братьями своими Турдом и Фастом и с воеводами Претичем и Свенельдом, и с воинами из полян, и словен, и варягов-норманнов, и подступили они к городу, но болгары вышли защитить Преслав, и была сокрушительная битва, и сперва побеждали болгары, тогда обратился Святослав к своим воинам: «Вижу я, что мы все здесь ляжем, но не посрамим земли Русской, братья мои, ведь мертвые позора не имеют, итак, дружина моя, или нанесем болгарам мощный удар и победим их, или ляжем костьми». И начали сражаться с болгарами, и к закату дня победил Святослав болгар, и взял их город Преслав, и вошел в него...

...И снова сел в Преславе на княжение, и дань имел от болгар, и говорил им: «Если вы славяне, то вместе с Русью должны стать против греков».

...И сказал болгарам князь Святослав: «А не будете друзьями Руси, то станете рабами цезаря».

В тот же год 971-й Святослав предупредил греков: «Хочу идти на вас и город ваш взять, так же как взял город болгарский Преслав»... В ответ на это коварные греки предложили: «Лучше возьми дань по числу воинов своих...». Но греки хитрили. И отвечает им Святослав: «Нас десять тысяч русов и десять тысяч словен». И подготовили греки великое множество воинов и дани никакой не дали. А пошли на Русь и греки, и болгары, и фракийцы, и македонцы, и венгры, и всех их было более ста тысяч. И, увидев это, Святослав сказал своим воинам: «Уже нам некуда деться, и мы должны волею или неволею стать против врагов, и не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ведь мертвые сраму не имеют!» И отвечают ему русские воины: «Где упадет твоя голова, там и мы головы свои сложим, княже Святослав». И говорит им князь: «Братья мои, дружина, так поднимем же стяги Руси и взъярим своих коней, и направим оружие свое на врагов, и следуйте за мной!» И началась битва страшная, и бросились русы на своих врагов и начали их теснить, и к вечеру одолел неприятеля Святослав, и побежали ромеи и болгары, а с ними и другие народы и прибежали к цезарю Иоанну Цимисхию в город Доростол, и сообщили ему о победе русских...

...И сказал цезарь: «Идет на нас войско великое, и мы не сможем выстоять против него», — и срочно выслал навстречу Святославу послов — мудрейших мужей из числа своих приближенных, и пришли они к Святославу с предложением от цезаря заключить мир и единовременно великую дань дать Руси от всей Византии, чтобы ушли русы из города к себе. И заключили греки с Русью мирный договор в год 971-й, в день 14-й месяца июля, и Святослав отошел на Русь, к Днепру, и огромный выкуп получил от греков, и везли его в лодках, и на лошадях, и на возах, и дошли до Белобережья, что у Днепра, и устала дружина: и кони, и воины, и решили они зимовать в Белобережье, но говорят Святославу его воеводы Свенельд с Претичем: «Нельзя здесь зимовать, князь, ведь поселения печенегов близко отсюда; пойдем, князь, вместе на конях в землю Полянскую, в Киев, а лодки и груз оставим здесь, в Белобережье». Но не послушал князь своих верных воевод, которые еще отцу его честно служили, как и мать свою не слушал, и остался с малой дружиной и с Претичем в лодках зимовать на Белобережье, а Свенельда с дружиной большой и с братьями своими Турдом и Фастом отпустил в Киев на конях, и пришли они в город Киев в том же 971 году, в ноябре, без Святослава...

...В год 972-й, в начале марта, пошел князь Святослав с малой дружиной в ладьях по Днепру и пришел к порогам, и послали болгары к печенегам известие, что идет Святослав к порогам и дружина у него малая, а везет в лодках огромный выкуп, полученный от греков, и, узнав об этом, каган печенежский Курей окружил пороги с огромным количеством своих воинов и поджидал в засаде Святослава, который пришел к порогам, не остерегаясь нападения, и внезапно напал Курей и уничтожил всю дружину малую князя Святослава вместе с Претичем, и князя убил, и голову его отсек от тела, и приказал Курей сделать чашу из черепа Святослава и череп оковать поясом из золота, и написать на этом поясе: «Этот князь желал чужих голов, а потерял свою голову». И из этого черепа каганы печенежские пили вина с медами и думали при этом, что смелым и сильным был этот князь, и пусть же и мы такими будем и дети наши...

В год 973-й начал княжить у полян в Киеве Ярополк, а в Древлянской земле, в Овруче, брат его младший Олег, а у словен в Новгороде — сын рабыни Владимир со своим дядей по матери Добраном, который был посадником.

В год 975-й убил Олег младшего сына Свенельда, Людвига, он же Лют, потому что тот охотился на зверей в древлянских лесах, которые были под властью Олега.

...Свенельд же, отец Люта, в ярости и в печали стал требовать от Ярополка, чтобы тот пошел войной в земли брата своего и присоединил их к земле Полянской, «потому что убивают людей наших, вот убили сына моего, а завтра придут и убьют тебя, князь...».

В год 977-й послушал Ярополк своего воеводу Свенельда и вскоре подготовился и пошел войной на брата своего Олега, и случилась у них битва у города Овруча, и побежала дружина Олега, и затоптали князя конями на мосту, и умер он, и тело его упало в реку с моста вместе с другими убитыми воинами...

...И принесли тело мертвого Олега и положили его на щит у ног Ярополка, и увидел Ярополк своего мертвого брата и зарыдал, и стал целовать его мертвое лицо, и закричал Свенельду: «Ты захотел этого, так смотри, а мне брата уже не вернуть».

И приказал похоронить Олега с честью у башен Овруча, и его могила там и сейчас...

В год же 977-й умер Свенельд, самый старый воевода киевский у варяговнорманнов, внук Фарлофа, род которого пришел на Русь для служения русским князьям по приглашению Олега Вещего; и было Свенельду восемьдесят пять лет, и говорил он перед кончиной своей князю Ярополку: «Вот я умираю, князь, и служил я деду твоему Ингвару, и славной бабушке твоей, пресветлой Ольге, и отцу твоему Святославу, и тебе служил, сам видишь, и сына своего Людвига потерял напрасно из-за гнева брата твоего Олега, и вот я умираю и прошу тебя, князь, не оставь моих сыновей Мууствига и Нуурвига и их детей, потому что они верно служат тебе и Руси...»

В ...979-й год послал Ярополк в Новгород дружины Полянские и русичей-словутичей, и древлян, и северян и с ними воевод своих: детей Свенельдовых Мууствига с младшим Нуурвигом для владения землей Словенской, и [приказал] Мууствигу княжить у словен и дани Киеву платить, а Нуурвигу быть в посадниках и охранять власть Ярополка, а людей Владимира задерживать, а некоторых убивать...


Попробуем разобраться с этимологией имени Свенельд. Предложу три версии. Первые две — скандинавские, последняя — греческая:

1. Первая основа в имени Свенельд — шв. svein ‘мальчик’, норв. svein -en, -er ‘парнишка, парень; молодой солдат’.

2. По всей видимости, прадед (Гунульф), дед (Фарлоф) и отец (Асмунд) Свенельда были шведами. Об этом сообщает БИ: «...и постигли печаль и великая беда князя Гардмунда и весь род словенский: в озере Варяжском погибли все дети мужского пола рода Гостомысла от рук норманнов Гунульфа, первенца Улофа, конунга викингов, которые живут в Сигтуне...»

Сигтуна — город в центральной Швеции, в столичной агломерации Стокгольма. Расположен на берегу озера Меларен, связанного проливом с Балтийским морем. В прошлом — один из важнейших городов Швеции, политический и религиозный центр в эпоху ранней христианизации, крупнейший торговый центр страны в XI — начале XII вв. В 990-х годах здесь впервые в Швеции были отчеканены серебряные монеты, они носили изображение короля Олафа Шётконунга.

В основе имени Свенельд (Сфенкел, греч. Σφέγκελος) — норв. svenske, датск. svensker ‘швед’, исл. sænskur, sænska, sænsk ‘шведский’. Исл. svíþjóð ‘Швеция’ (Svíi ‘швед, шведка’ + þjóð ‘нация, народ, люди’).

3. Имя Свенельд образовано от др.-греч. σθενᾰρός ‘сильный, могучий’. Др.-греч. σθένω ‘быть сильным, могучим; обладать властью’, σθενόω ‘делать сильным, укреплять’, σθένος ‘сила, мощь’. Σθένελος, Сфенел — ‘сын Капанея, возница Диомеда; сын Персея, отец Эврисфея; автор трагедий, современник Аристофана’.

Греч. σθένος ‘сила, мощь’ одного корня с русск. сила, англ. sinew ‘сила, мощь’ [From Middle English sineu, sineue, sinue (“tendon; ligament or other connective tissue; muscle; nerve; leaf vein”), from Old English seonu, sinewe, sinu (“tendon, sinew; nerve”), from Proto-Germanic *sinwō, *senawō (“sinew”), from Proto-Indo-European *snḗh₁wr̥ (“tendon, sinew”), from *(s)neh₁- (“to twist (threads), spin, weave”). The word is cognate with Avestan snāuuar (“tendon, sinew”), Dutch zenuw (“nerve, sinew”), German Sehne (“tendon, sinew; cord”), Ancient Greek νεῦρον (neûron, “tendon; nerve; cord”), Icelandic sin (“tendon”), Latin nervus (“tendon, sinew; nerve”), Saterland Frisian Siene (“sinew”), West Frisian senuw, sine (“sinew; nerve”), Sanskrit स्नावन् (snāván, “sinew, tendon; muscle”), Scots senon, sinnon, sinnow (“sinew”), Swedish sena (“sinew”), Tocharian B ṣñor (“sinew”) [2].]

© TrueView
Tags: trueview
Subscribe

  • Faust этимология

  • «Что такое ПАДЛА?»

    Здравствуйте 1. Недавно разговор услышал: «Им вакцины на халяву сделали, а эти ПАДЛЫ прививаться не хотят» Совсем не понял, почему людей,…

  • ХАВАТЬ, ХАВКА, ХАВЧИК

    По Фасмеру: ха́вкать, "есть, лаять", псковск., тверск. (Даль), укр. ха́вкати "жадно есть". Звукоподражательное:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Faust этимология

  • «Что такое ПАДЛА?»

    Здравствуйте 1. Недавно разговор услышал: «Им вакцины на халяву сделали, а эти ПАДЛЫ прививаться не хотят» Совсем не понял, почему людей,…

  • ХАВАТЬ, ХАВКА, ХАВЧИК

    По Фасмеру: ха́вкать, "есть, лаять", псковск., тверск. (Даль), укр. ха́вкати "жадно есть". Звукоподражательное:…